Всюду жизнь

Впечатления от квеста Botanicula

16 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3134 от 16 май 2012
2d9eb435e8d1038ae39a4552d88e279f.jpg

Предпоследняя игра от чешских специалистов по загадкам и сюрреализму Amanita Design – Machinarium – вышла аж в 2009 году. Пару лет спустя они объявили, что начинают работать над третьей частью Samorost и что она выйдет на всех возможных платформах, в том числе консолях. Но сейчас, пока основная часть студии занята своей главной серией, Amanita между делом выпустила еще одну игру – для разнообразия, ботаническую. Botanicula, как говорил в интервью глава Amanita Якуб Дворски, для студии является далеко не главным проектом. Основную часть работы над ней проделал самый молодой сотрудник студии – художник и аниматор Яромир Плачи. Музыку к Botanicula (кстати, получившую награду на фестивале IGF) создали его друзья – альтернативная чешская группа DVA, а сам Дворски выступал лишь как продюсер. Это не мешает игре Яромира Плачи быть стопроцентно проектом Amanita по сути и по форме. История, которая рассказана в Botanicula, довольно проста. На свете существует огромное дерево, на котором живут, размножаются, занимаются своими делами, гуляют и веселятся различные козявки – от вполне классических гусениц до одушевленных грибов, меланхоличных разноцветных ежей и прочих тварей, которым даже названия не найдется. Они обитают на своей липе в относительной гармонии до того момента, пока деревом не решают полакомиться паукообразные паразиты, которые пожирают абсолютно все живое, что попадается им на пути. И когда это происходит, на защиту древесной вселенной встают пятеро друзей – гриб, прутик, желудь, клубень и перышко. Они отправляются в путешествие от кроны дерева до его корней, чтобы спасти свой мир. Собственно, это весь сюжет, который есть в Botanicula. Пяти героям нужно проложить дорогу сверху вниз, а для этого им приходится решать загадки, собирать разные предметы и всячески взаимодействовать с окружающим пространством. Попутно с этим они общаются с другими обитателями дерева (те периодически просят чем-нибудь помочь, что-нибудь достать или просто ругаются и мешают – как, например, один похожий на собаку жук на самом первом уровне), бегают по веткам и длинным коридорам и слушают разные рассказы, в том числе о происхождения самой их липы. Диалогов в Botanicula традиционно нет, поэтому все истории тут излагаются в картинках. Еще до выхода игры создатели Botanicula обещали, что загадки в ней будут в среднем легче, чем в предыдущих играх Amanita, и это, в общем, подтвердилось. Почти все загадки, которые есть в игре, довольно просты: они либо интуитивно понятны сразу, либо требуют нескольких проб и ошибок, но часами над ними сидеть не придется – даже с учетом того, что по мере прохождения игры головоломки усложняются. При этом скучными их никак не назовешь: даже самые простые задачки сделаны забавными и любопытными, а решение более сложных тоже не утомляет благодаря большой интерактивности окружающего мира. Даже если какой-то предмет или обитатель липы не поможет решить задачку, он наверняка развлечет игрока тем, что с ним происходит после «клика». Одними загадками игра не исчерпывается: разработчики добавили в Botanicula несколько сражений и две мини-игры (гоночную и местную вариацию на тему Pong’a). Кстати, пазлы в Botanicula делает более разнообразным и то, что некоторые из них сделаны специально под особые свойства одного из пяти героев. Да, по большей части гриб, перышко, клубень, желудь и прутик действуют как единое целое, но в некоторых случаях каждому из них приходится применять свои исключительные способности. Благодаря тому, что прутик, например, умеет сильно удлиняться, он может достать то, до чего иначе не доберешься. А вот перышко умеет летать, поэтому его тоже можно послать за некоторыми недоступными предметами. Но решение загадок – это только половина удовольствия от игры. Вторая половина – это изучение самого мира, который окружает героев. Причем речь идет не только о путешествии через 150 экранов, которые нужно пройти, чтобы спасти дерево, но и о всех мелочах, которые можно найти вокруг. Абсолютно каждый обитатель липы, с которым встречаются герои, обладает собственным характером и занят своими интересными делами, к которым можно приобщиться, «кликнув» по нему несколько раз. Например, небольшое дятлоподобное существо умудряется извлекать из ствола липы съедобных козявок, которые больше него самого, а глазастые грибы способны отправить героев в психоделическое путешествие. Кроме них в мире липы можно встретить Йозефа из Машинариума, шамана, стадо пингвинов, ходячий арахис, цирковую труппу, местного Франкенштейна и множество не менее интересных созданий. Недостатков у Botanicula, по большому счету, лишь два. Вопервых, она не рассчитана на большой экран. А вовторых, Botanicula до боли невелика. Даже человек, который никогда не играл в подобные квесты, вряд ли затратит на нее больше пяти-шести часов. А расставание с чудесным миром Botanicula и с его героями оказывается довольно грустным.

Автор: Отдел новостей «В»