Приморское молоко готово скиснуть
Местные производители популярного продукта не выдерживают ценовой конкуренции
Еще на III съезде предпринимателей Приморья – в ноябре 2010 года – вице-губернатор Александр Костенко призвал местныйбизнес серьезно отнестись к тревожной тенденции: из-за высоких розничных цен на продовольствие наш край стал весьма привлекательным для производителей из других стран и регионов России.Из обнародованных на том собрании цифр следовало: за последние два года ввоз в край иногородней и иностранной съедобной продукции увеличился в два раза. Потому вице-губернатор убедительно рекомендовал местным производителям пересмотреть ценовую политику и умерить свои аппетиты. Иначе им придется уступить рынок забугорным варягам, предлагающим товары по более сходной цене. Не прошло и двух лет, как негативный прогноз Александра Костенко, похоже, начал сбываться. По крайней мере, в отношении молока.Кто виноват и что делать? За прошлый год приморцы выпили молочных напитков, цельного молока и съели молокопродуктов около 300 тысяч тонн. Из этого объема 80 тысяч тонн – импорт, 154 тысячи тонн завезены из других субъектов РФ. И только 52 тысячи тонн – продукция местных заводов и ферм. Но все идет к тому, что нашим производителям едва ли удастся сохранить и эти объемы реализации. Уж слишком накладно обходится потребителям призыв «Покупай приморское». По данным Росстата, в Приморье цены на молочную продукцию выросли за год на 7,5 процента, а в среднем по Дальнему Востоку – на 5 процентов. В округе по стоимости молочных продуктов наш край уступает только Магадану и Камчатке.В прошлый вторник в «Белом доме» вице-губернатор Сергей Сидоренко собрал более 40 экспертов – представителей депутатского корпуса, местных производителей и переработчиков молока, торговых сетей, управления Федеральной антимонопольной службы, а также чиновников краевой и городской администраций, чтобы обсудить ценовую ситуацию, сложившуюся в последнее время на рынке молочной продукции Приморского края. Сергей Сидоренко оценил ее как крайне негативную.По данным начальника отдела пищевой и перерабатывающей промышленности краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия Виктора Понамарева, в Приморье закупочные цены на сырое молоко (по этим прайсам фермеры продают свою продукцию заводам-переработчикам) в 2011-2012 годах составляли от 19,3 до 21,8 рубля за литр. Примечательно, что в апреле этого года закупочная цена упала на 2,3 рубля, зато отпускная цена у перерабатывающих предприятий повысилась более чем на 5 процентов (мелочь, а кому-то приятно…) и составляет сейчас от 38,7 и до 57 рублей за литр. Для сравнения: при той же закупочной цене на сырое молоко отпускные цены в Хабаровском крае находятся в пределах 37 – 40 рублей, а в Амурской области – 35 – 37 рублей за литр. Интересно, что в розничную сеть продукция приморских заводов поступает в основном не напрямую с фабричных конвейеров, а через дилеров, чья наценка составляет в среднем 10 рублей за литр. Причем ссылка на то, что без посредников небольшим магазинам невозможно закупать необходимый объем, по мнению Виктора Понамарева, несостоятельна. Проведенный специалистами департамента анализ показал: при прямых поставках с молокозаводов транспортная наценка в точках продаж составляет 2-3 рубля. Торговая же надбавка на молочку в магазинах края составляет от 20 до 31 процента. В результате молоко в рознице продают от 60 до 72 рублей за литр. Это на 20, а то и 30 процентов дороже, чем молочная продукция из соседних регионов.Потребитель не заметит потери бойца?.. – Приморским производителям все труднее выдерживать ценовую конкуренцию, – отметил Виктор Понамарев. – Жители края отдают предпочтение завозному – более дешевому, но не менее качественному продукту. Для социальной сферы молоко также будет закупаться по более приемлемым ценам, предлагаемым иногородними поставщиками. Нашим с их прайсами бесполезно тягаться с пришлыми молочниками на торгах. А потеря муниципальных заказов приведет к банкротству местных заводов. Но учитывая, что доля приморских товаропроизводителей на местном рынке не превышает 16 процентов, их исчезновение не повлечет дефицита молочной продукции – эти объемы легко восполнят варяги. Печальные перспективы должны, по идее, заставить задуматься производственников и переработчиков, как снизить издержки производственные, а также сократить непроизводственные расходы, в том числе уменьшить число посредников на пути от производителя до прилавка. Так, по расчетам специалистов, не менее десяти рублей в общей структуре розничной цены приходится на дилеров, порой являющихся аффилированной структурой сбытовых подразделений переработчиков. Однако участники молочного рынка особого желания взять на себя обязательства по оптимизации и снижению себестоимости продукции не проявляли. Сетовали на недостаточное внимание к нуждам отрасли со стороны властей и непреодолимые трудности.Торговцы за дешевизной не гонятся?По словам директора сельскохозяйственного предприятия «Новолитовское» Николая Лемешевского, аграрии едва сводят концы с концами и даже самые эффективные хозяйства работают на грани рентабельности. В такой ситуации все расходы и так сокращены до минимума, экономить уже не на чем. Хозяйству «Новолитовское» удалось добиться рекордных для всей страны надоев – до 8 тонн на каждую корову. Сравните: в среднем по Приморскому краю надои колеблются в районе 4 тонн. Однако максимальная эффективность молочного стада не принесла сверхприбыли аграрному предприятию. Из более чем 40 млн рублей доходов от полученного молока на налоги и зарплату ушло 22,5 млн рублей. – Возможно ли на эти средства решить оставшиеся сотни проблем – содержание коров, развитие хозяйства, заготовку кормов и многое другое? – сокрушается Николай Лемешевский, вспоминая еще и про социальные проблемы. Как он заметил, в его хозяйстве никто из производственников-сельчан не получал квартиру по государственной целевой программе «Социальное развитие села». И порой вместо помощи фермерам приходится сталкиваться с пресловутыми административными барьерами. Так, по словам Лемешевского, долгое время не решается проблема приобретения сельскохозяйственных земель. – О каком развитии сельского хозяйства можно говорить, если в собственности у нас нет ни одного гектара земли, а стоимость аренды поднялась в этом году в четыре раза, – возмущается директор «Новолитовского». – В нашем районе до половины сельхозугодий чертополохом заросли. Мы просим продать нам бесхозный участок для обеспечения стада собственными кормами. Но муниципалитет годами не решает земельный вопрос, ссылаясь на то, что участки принадлежат пайщикам, которых надо еще искать. Или что это вообще неизвестно чья территория – неоформленная и «беспаспортная». Кстати, заметил Николай Лемешевский, в магазинах предприятия цельное молоко реализуется по 50 рублей за литр. Почему в крупных торговых сетях оно много дороже, ему непонятно. По словам руководителя предприятия «Кировское СПХ», он как-то объехал свыше ста магазинов, предлагая свою продукцию на 10 рублей дешевле, чем те приобретают ее у посредников. Никто не согласился на его условия… Не справятся – уйдут. Уйдут – не вернешьПожелание производителей не нашло отклик в расчетливых душах торговцев. Представитель известного торгового дома отметил, что через полгода-год в край, как ожидается, зайдут московские сети, соответственно приведут за собой армию контрагентов из Хабаровска, Амурской области, Новосибирска и других молочных регионов. Потребители от этого только выиграют, поскольку молочка заметно подешевеет. А местным производителям, если они намерены оставаться на рынке, придется встраиваться в их правила игры. Так, уже сейчас хабаровчане заходят на наш рынок с минимальными ценами. – Сегодня в нашей сети стоит молоко из соседнего региона в мягкой литровой упаковке по акции по 36 рублей, – заметил бизнесмен. – И они готовы продвигать свою продукцию на нашем рынке на таких условиях. И если у местных производителей сейчас не получается конкурировать с ними на таком ценовом уровне, то что будет, когда сюда придет, как планирует, национальная сеть «Самбери» (крупнейшая сеть супермаркетов. – Прим. ред.)? По данным Сергея Сидоренко, за последние 4-5 лет из бюджетных средств более 600 млн рублей было направлено на сохранение и пополнение поголовья скота, улучшение породы молочного стада, строительство и модернизацию молочно-товарных ферм в Приморском крае. Все эти меры призваны повысить качество молочной продукции. Однако в итоге затраты могут оказаться напрасными – приморские молочники стремительно теряют собственный рынок. Вернуть свои позиции будет очень сложно, если вообще возможно. Товарную экспансию конкурентов поддерживают руководители их регионов. – Если наши производители, переработчики и сети не примут адекватных мер, то однозначно уйдут с рынка, – объявил Сергей Сидоренко и поручил чиновникам в течение 10 дней произвести анализ затрат всех молочно-товарных ферм и перерабатывающих заводов и найти возможность снижения розничных цен.Справка «В»В среднем по краю цены на молоко 3,2 % жирности варьируются в пределах от 57 до 73 рублей за литр, на кефир – от 46 до 66 рублей, сметану – от 102 до 200 рублей за кг, творог – от 263 до 410 рублей за кг. Наиболее высокие розничные цены у Владивостокского молочного комбината, а низкие – у Спасского молочного завода.
Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»