Школьникам нельзя сидеть за компьютером дольше получаса

Ученикам младших классов настоятельно не рекомендуется проводить перед компьютером больше 10 минут в день

18 апр. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3120 от 18 апр. 2012
eb0371f41c277f9f5f95161a533a857c.jpg

В средней школе – более 20 минут, а старшеклассникам – дольше получаса.Об этом сообщил главный офтальмолог Минздравсоцразвития, директор Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца Владимир Нероев. Несмотря на массовую компьютеризацию российских школ, подобные санитарные нормы вряд ли будут пересматриваться. Но проблема даже не в том, что обязательные уроки информатики длятся дольше предписанных норм. Просто выросло уже целое поколение школьников, которые проводят все свое свободное время исключительно за мониторами. Согласно санитарно-эпидемио-логическим нормам учащиеся 1-4-х классов могут проводить перед компьютером не более 10 минут, с 5-го по 7-й класс разрешенный период увеличивается до 15 минут, с 7-го по 9-й класс – до 20 минут. Старшеклассникам разрешено смотреть в монитор не более 30 минут на первом уроке и не более 20 – на втором. Такие нормативы установлены неспроста. «Чем младше человек, тем более его глаза подвержены вреду от компьютера, – рассказал «НИ» офтальмолог Сергей Семенов. – У маленьких детей в первую очередь развивается близорукость. Глаз еще не сформировался, а постоянное мелькание на мониторе и зрительное напряжение вредит его формированию. Достаточно посмотреть на школьников и студентов в высокотехнологичной Японии – большинство ходят в очках». В российских школах уроки по 10 минут, как ни крути, не введут даже для первоклашек. Однако педагоги говорят, что это и не нужно.«Ребенок во время урока смотрит не только в монитор, но и на учителя, слушает его, обсуждает в классе какие-то темы, – возражает учитель информатики одной из столичных школ Ольга Макарова. – Сейчас объем работы за компьютером большой, но учитель должен его дозировать». По словам Владимира Нероева, если на такие факторы, как наследственность, экология, приобретенные или врожденные заболевания глаз, накладывается еще и повышенная зрительная нагрузка, то это может привести к появлению заболеваний или резкому прогрессированию уже имеющихся глазных недугов. Последствия могут быть ужасными – вплоть до слабовидения и слепоты. Опасения более чем справедливые, учитывая массовую компьютеризацию школ, курс на которую последние несколько лет держит правительство страны. Сторонники компьютеризации школ считают, что негативных последствий не будет. Электронные учебники требуют дополнительного источника освещения, так что портить глаза, читая в темноте, не получится чисто физически. Кроме того, школьникам теперь будет достаточно взять один учебник с разными электронными «начинками» вместо десяти кило «макулатуры». «При этом режим дня надо организовать так, чтобы ребенок не смотрел в экран монитора целый день», – говорит Сергей Семенов. Впрочем, эксперты отмечают, что у цифровых букварей есть и недостатки. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков говорит, что бумажные учебники учат детей работать с книгой, прививают опрятность, аккуратность, поисковые навыки и развивают память. Электронные учебники, по словам эксперта, такую воспитательную функцию практически не выполняют.