Потребитель шибко грамотный пошел...

Ну, магазин, погоди!

5 апр. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3113 от 5 апр. 2012
148e67f0583a9531ea5f3343d227324c.jpg

Почти 2 тысячи письменных обращений граждан с жалобами на нарушение прав потребителей поступило в прошлом году в краевое управление Роспотребнадзора. Это на 9 процентов больше, чем в 2010-м. Такие цифры были озвучены на заседании межведомственного совета по защите прав потребителей, подводившем итоги годичной работы.Изменилось и соотношение плановых проверок к внеплановым. Так, если в прошлом году пропорция составляла 30 к 70, то в этом году цифры несколько другие – 40 к 60. Всего за 2011 год приморским управлением Роспотребнадзора было проведено более 2700 проверок. Сотрудники ведомства контролировали, как соблюдаются законы и нормативные акты, регулирующие отношения в сфере прав потребителей. Причем примерно 850 проверок от общего числа были плановыми. Это значит, что основанием для оставшихся более чем 1900 мероприятий стали жалобы потребителей. В результате было выявлено почти 1200 фактов нарушения законодательства – то есть более чем в 70 процентах случаев. Этот показатель тоже выше прошлогоднего – ранее он был на уровне 60 процентов.Грамотные стали… Чаще всего – более чем в половине случаев – нарушения обнаруживались в торговле продовольствием. На втором «позорном» месте – сфера услуг. На третьем – торговля промтоварами. Здесь больше всего нареканий вызывали бытовая техника и всевозможная электроника: пылесосы, стиральные машины, компьютеры, сотовые телефоны. Правда, в ведомстве считают, что увеличивающееся количество жалоб не говорит о том, что торговые предприятия стали хуже работать, а сервисные – предоставлять менее качественные услуги. Просто потребители с каждым годом становятся все более информированными и компетентными в правовых вопросах. Да и управление Роспотребнадзора регулярно проводит обучающие семинары, а по фактам рассмотренных заявлений зачастую даются разъяснения действующего законодательства. – Недавно мы взяли в отдел юриста и уже в этом году нами подготовлено и направлено в суды шесть исков в защиту неопределенного круга лиц. Мы будем вплотную заниматься этим и в дальнейшем, – пригрозил недобросовестным продавцам и поставщикам начальник отдела защиты прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора Евгений Картавцев.Наш потребитель не самый «обиженный» На фоне других субъектов, к слову, наш регион выглядит вполне пристойно. Объединением потребителей России был составлен рейтинг субъектов страны по уровню их защищенности. Все субъекты составители разделили на три цветовых уровня – зеленый, синий и красный, что соответствует высокому, среднему и низкому уровню соответственно. Совокупная оценка складывалась из того, как защищают потребителя органы государственной власти, местного самоуправления и общественные организации. Причем на первое по значимости место была выдвинута оценка практического участия именно государственных органов. Судя по этому рейтингу, ситуация с правами потребителей в Приморском крае достаточно благополучная. Мы находимся в зеленом – защищенном – секторе. Хотя от лидера – Белгородской области, набравшей 158 баллов, отстаем достаточно существенно. Приморский край с 82 баллами занял 38ю строчку рейтинга (из 83 субъектов). Наши соседи – Хабаровский край – находятся на несколько позиций выше. У них 85 баллов. По словам Евгения Картавцева, в ведомстве понимают, в каком направлении и каким образом нужно развиваться. – В 17 субъектах страны действуют программы по защите прав потребителей, которые предполагают финансирование, – рассуждает он. – Деньги идут на обучение школьников и студентов, на издание необходимых материалов – например, каких­-то базовых правовых вещей. Также выделяются средства для помощи профильным общественным организациям и разработки специальных сайтов. У нас, к сожалению, не всегда хватает ресурсов для подобной деятельности. Мы будем выходить с предложениями на губернатора края и Законодательное Собрание о создании некой целевой программы, в рамках которой могли бы выделяться средства.Прибыль и ничего личного Что касается административных барьеров, на которые так любят сетовать предприниматели, то, по словам представителей ведомства, сегодня они минимальны. Плановые проверки, как известно, проводятся раз в три года, сроки их проведения доступны на сайтах профильных ведомств всем желающим. Что касается внеплановых проверок, то они проходят лишь по жалобам граждан и при обязательном согласовании с прокуратурой. Причем согласно законодательству управление обязано уведомить лицо, на которое поступила жалоба, что его посетят сотрудники ведомства, а также сообщить о сроках, в которые будет проведена проверка. Санэпидзаключения, которые еще лет 5 назад управление Роспотребнадзора выдавало практически на все виды услуг и товаров, в 98% отменены. Не требуются они даже на торговлю алкогольными товарами. Не нужны и сертификаты соответствия. – Мы переходим в фазу добровольной сертификации и декларирования товаров, работ и услуг, – считают в ведомстве. – И от коммерсантов хотелось бы ожидать положительной реакции. Но, к сожалению, они не заинтересованы бороться за права потребителей или продавать исключительно качественный и безопасный товар. Их основная задача – получать прибыль. Из­за этого они не всегда доводят до потребителя полную и достоверную информацию о своих товарах или услугах. Добровольное сделать принудительным Самый яркий пример такого поведения коммерсантов – это, конечно, отрасль ЖКХ. Лицензирование деятельности по управлению и эксплуатации жилищного фонда и инженерных систем действующим законодательством не предусмотрено. В результате на этот рынок услуг хлынул поток некомпетентных организаций со штатом необученных специалистов. В декабре 2011 года президент рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ организовать работу по расширению добровольной сертификации услуг в сфере ЖКХ. По мнению Минэкономразвития, данная процедура поспособствует оптимальному и эффективному управлению ЖКХ, позволит вести реестры надежных управляющих компаний и подрядных организаций для защиты интересов потребителей, обеспечит должное качество работ и услуг. Наличие у УК соответствующего сертификата повысило бы доверие к ней собственников. Сегодня только в краевой столице насчитывается порядка 450 ТСЖ и управляющих компаний. И ни одна из них не прошла добровольную сертификацию. Раньше на территории края были три организации, аккредитованные для этой процедуры. Сейчас осталось лишь одна, но и она фактически не занимается сертификацией. По мнению членов совета, проблема в том, что коммерсанты не видят смысла в добровольной сертификации. А потому на заседании прозвучало предложение: разработать – на уровне муниципальных образований – документ, который бы признавал приоритетное право организаций, прошедших добровольную сертификацию, на участие в конкурсе на управление многоквартирным домом. Когда предприниматели увидят реальную пользу сертификации, процесс будет запущен. Но здесь, по мнению членов совета, есть один нюанс – необходимо контролировать, чтобы расходы на эту недешевую процедуру ложились не на плечи собственников, а вычитались из прибыли самой компании.КстатиО нарушении прав потребителей можно пожаловаться по электронке.Департамент лицензирования и торговли Приморского края начинает принимать сообщения от жителей края по вопросам качества торгового обслуживания в розничной торговой сети и на рынках на адрес электронной почты: licence@primorsky.ru.Как пояснили в департаменте лицензирования и торговли, эта работа проводится для упрощения обращений граждан. Жители края, написав на адрес электронной почты, могут сообщить о фактах нарушения их прав как потребителей. Такие обращения будут переданы в соответствующие органы для проведения проверки. Также потребители края могут получить письменную консультацию специалистов департамента по вопросам, которые входят в сферу защиты прав потребителей. Кроме того, департамент лицензирования и торговли Приморского края дважды в месяц проводит горячую линию по вопросам защиты прав потребителей. Эта работа будет продолжена.