Гимнасты, клоуны, жонглеры
ВРЯД ЛИ вы не бывали в нашем цирке, особенно если вы старше 40 лет, во времена его расцвета. Тогда только построенное, сверкающее окнами и изумляющее зрителей «звездным» эффектом от верчения оклеенных зеркалами шаров, населенное, если так можно сказать, чучелами птиц и животных здание цирка покоряло, влюбляло в себя. В буфетах продавали столь редкое для города мороженое, зал был набит снизу доверху – на представления съезжались целые рабочие коллективы – из Находки, Уссурийска, даже более дальних городов.
Ходить в цирк не считали за «моветон» даже очень взрослые люди – и щедро награждали артистов аплодисментами и даже цветами. В нашем цирке выступали все звезды – лично я до сих пор помню представления с участием Олега Попова или Юрия Куклачева…Лучшее здание города- Я принимал цирк, - вспоминает Анатолий Буренко, первый директор цирка, ¬ еще даже не оставив должность директора театра юного зрителя. Меня вызвал Виктор Павлович Ломакин и направил в Москву принимать цирк. Да еще и цирка, по сути, не было, так, просто болванка. Я уехал в Москву в мае, а в июне приехал директором. Я его строил, как говорится, от лампочки до купола. Фойе у нас уникальное, да вообще здание само по себе во многом уникальное. Изначально, еще при Хрущеве, мыслилось сделать цирк лучше, чем в Сан¬Франциско. Строительство, кстати, чуть не заморозили. Тогда мы взяли 5 миллионов рублей под гарантию, по темто временам, что мы сделаем цирк и гостиницу для артистов. Цирк мы построили. Помню, за стульями я ездил в Донецк. Чтобы их установить, на бетон не просто доски клали, а под каждый стул закрепляли динамик… Конечно, сейчас они уже не работают, но по тем временам это ж было грандиозно!Задача была такая – построить не только цирк, но и концертный зал, и широкоформатный кинотеатр. Экран до сих пор висит. Его вес 17 тонн. Помню, даже киносеанс у нас был. Показывали фильм «Папаши». И знаете, за год наш цирк может принять зрителей больше, чем все театры города вместе взятые.Наш цирк долгое время был едва ли не единственным стационарным – до Якутска. Сюда привозили всех приезжих – показать, похвастать. Зрители со всего Дальнего Востока!Одновременно цирк становился эдаким трамплином для гастролей – все программы, отправлявшиеся в Японию, к примеру, давали представления и проходили акклиматизацию у нас. Австралия, Китай, Корея, Япония... И каждый год по две-три международные программы. Это была перевалочная база. Цирк получал лучшие номера в Советском Союзе. У нас было все! Кроме того, мы поставили перед собой задачу – поддержать цирковое искусство не только Приморья, но и Дальнего Востока. Мы проводили здесь фестивали циркового искусства с 1987 года. Я, как председатель комитета и член жюри, принимал участников с Камчатки, Сахалина, из Магадана, Хабаровска и всех городов Приморья. Добился постановления бюро крайкома и крайсовпрофа для того, чтобы поддержать – ведь это все связано с техническим размещением. Моя задача была разместить людей, провести смотр, выявить лучших, наградить и предоставить возможность поработать здесь, на манеже вместе с профессиональными артистами.Я жил и радовался тогда. Было тогда возрождение. Лучшие цирковые школы. Сначала шел Арсеньев, потом студия в бывшем Дворце имени Ленина, затем Уссурийск, Находка – везде любили цирк и старались его поднять, поддержать цирковое искусство. Была какая¬то борьба за жизнь. И вот сам цирк, мы сегодня смотрим, ему много-много лет. А он¬то живой! Это не бутик. Это гигантское инженерное сооружение с сумасшедшими коммуникациями, внизу – кондиционеры, холодная и горячая вода. Есть еще и бомбоубежище. Управлять этим, конечно, сложно. Я благодарен людям, влюбленным в цирк, которые на всех этапах пытались сохранить его. Да, я знаю, сколько раз на здание цирка покушались, что из него сделать хотели и каких сил стоило все это отстоять. Я четверть века отработал в цирке, мне первый президент России Борис Ельцин 10 июня 1995 года вручил орден Дружбы. И цирк для меня, наш, родной, владивостокский, по¬прежнему – как самое любимое дитя в семье, как часть жизни! Если, не дай Бог, что-то произойдет, я точно говорю: я поеду к Путину. И скажу все как есть. Что мы цирк строили для Дальнего Востока. Он был гордостью Дальнего Востока. И нельзя превратить его сегодня в какую¬то лавочку. Сохраним его! Это же гордость! Да, у цирка немало проблем. Железные витражные конструкции – вот это большая опасность при нашем морском соленом климате. Там все в ржавчине. Становится вопрос безопасности, надо менять конструкцию, как в других цирках. Я это по опыту знаю. Есть такая организация в Москве «Гипротеатр» - она давно уже все заменила в столице. Надо еще менять паркет, который даже я в свое время пытался заменить на мрамор, но тогда Москва мне отказала, мол, нагрузка на несущие, то да се, архитекторы против. А что такое паркет? Дерево не вечное… Далее надо менять сеть кондиционеров. Здание огромное: летом ¬ жарко, зимой - холодно. Но все это решаемо. Абсолютно точно – решаемо! Я верю в то, что наш цирк еще вернется в свои золотые времена!В словах первого директора есть резон. Уже в ближайшее время здание цирка может одеться в строительные леса, начнется масштабная реконструкция. Правда, к саммиту АТЭС, гостям которого можно было бы с гордостью продемонстрировать красивый цирк (и которым явно лучше не показывать то, что мы имеем сегодня), работы, разумеется, завершены не будут. И все же… Былая гордость к нам вернетсяО том, какие работы требуются и будут проведены в здании Владивостокского государственного цирка, рассказывает Алексей Просвиркин, заместитель директора филиала Росгосцирка «Владивостокский государственный цирк»:- Еще в 2006 году вопрос о срочном капитальном ремонте цирка стоял более чем актуально. Но в те времена, когда система менялась и только вырисовывалась в ее нынешней структуре, любые решения принимались очень медленно, особенно те, которые требуют больших финансовых вложений. А потому фактически обсуждение реконструкции сдвинулось с мертвой точки только в конце 2010 года.Оснований для капитального ремонта много. Во-первых, это текущее состояние. Во-вторых, здание Владивостокского цирка находится вдоль гостевого маршрута. Именно поэтому вопрос о реконструкции прорабатывают достаточно активно, он обсуждался председателем правительства и выносился на рассмотрение президенту. Решение по нему еще не принято. Но мы уже подали в министерство культуры свои предложения. Мы считаем, что при реконструкции здания должны использоваться только современные материалы. Также необходимо продумать вопрос об устройстве здесь отдельных гостиниц для приезжих артистов. Нужно обустроить огромную прилегающую к зданию территорию. Можно построить семейный развлекательный комплекс, чтобы сюда могла приехать семья и провести время с утра до вечера, или организовать возможность проведения круглосуточного отдыха. Тогда комплекс сможет себя окупить и принести доход.Если будет проведена реконструкция, то в первую очередь будут заменены инженерные сети, потому что они выработали допустимый срок использования. Необходимо обновить систему водо¬, тепло, электроснабжения. Соответственно появятся новые конвекторы, батареи, радиаторы. Нужно также установить воздушную завесу.Для того чтобы реализовать весь комплекс, понадобится, по предварительным расчетам, 850 млн рублей.На период ремонтных работ мы планируем расположить на стадионе «Строитель» цирк шапито. Для цирковых артистов Владивосток является транзитно-гастрольным городом, здесь выступают артисты, едущие на гастроли в страны АТР. Если мы остановим эту деятельность, выпадет не только кусочек циркового конвейера. Выпадет существенная часть работы Российской государственной цирковой компании. А этого мы допустить не можем.СПРАВКА «В»ВЛАДИВОСТОКСКИЙ цирк был открыт 31 декабря 1973 года. Авторами проекта здания цирка на Светланской являлись Соломея Максимовна Гельфер и Георгий Васильевич Напреенко, главным конструктором — Владимир Алексеевич Шемякин. Зрительный зал рассчитан на 2400 мест. Арена цирка может преобразовываться в эстрадную площадку размером 350 квадратных метров.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ