Виктор Черепков раскрывает тайны городской казны
Пожалуй, впервые в истории Владивостока его мэр публично отчитался перед горожанами о том, как складывался бюджет города. Выступая во вторник в утреннем эфире местного радио, Виктор Черепков со скрупулезностью рачительного хозяина называл, не округляя, бюджетные цифры. Так как в нашем распоряжении пока не оказался заверенный экземпляр бюджетных документов, попробуем привести данные со слов самого мэра.
Пожалуй, впервые в истории Владивостока его мэр публично отчитался перед горожанами о том, как складывался бюджет города. Выступая во вторник в утреннем эфире местного радио, Виктор Черепков со скрупулезностью рачительного хозяина называл, не округляя, бюджетные цифры. Так как в нашем распоряжении пока не оказался заверенный экземпляр бюджетных документов, попробуем привести данные со слов самого мэра.
Итак, доходы города за 1997 год составили около 989 миллиардов “старых” рублей. Много это или мало? По данным, которые приводит сам Черепков, его предшественник собирал в год больше - до 1 триллиона 300 миллиардов рублей. Почему? Это тема для отдельной статьи.
Давайте просто посмотрим, за чей счет живет город. И ответ, чрезвычайно для нас приятный, - за наш с вами счет в буквальном смысле слова. Максимальное поступление в бюджет дали налоги с зарплаты жителей города или, точнее, “подоходный налог с физических лиц” - около 424 миллиардов, это почти половина всех городских денег.
Большие суммы дал и местный налог на содержание жилищного фонда, который составляет 1,5 процента выручки предприятий, - 129 миллиардов рублей. Крайне незначительные суммы дал налог на имущество предприятий - около 84 миллиардов, судя по всему, он просто не собран полностью из-за неплатежеспособности заводов, фабрик и контор.
Относительно небольшие суммы дал и налог с прибыли: всего 80 миллиардов рублей - ставку отчислений этого налога 16 процентов в бюджет города установила прошлой весной краевая дума, при том что мэрия просила хотя бы 22 процента. Эти “лишние” 6 процентов могли бы дать и лишних несколько миллиардов рублей. Это только на первый взгляд кажется, что 4-5 миллиардов проблему бюджета города не решают. Еще как решают, если сравнить с тем, что налог на имущество физических лиц дал всего 3 миллиарда, налог на рекламу 4 миллиарда, налог на перепродажу автомобилей - 1 миллиард, а сбор за парковку автомобилей всего 653 миллиона рублей.
Последняя цифра просто изумляет, ведь мэрия рассчитывала собрать в 30 раз больше - около 20 миллиардов рублей. Более того, вполне может быть, что горожане и заплатили примерно такую сумму шустрым или рассеянным субчикам, которые подскакивали к автомобилю возле каждого рынка. Видимо, большую часть собранных денег эти ребята отдавали не в мэрию, а бандитам. Таким образом, горожане все-таки пополняли “воровской общак”, и мэрия сейчас планирует изменить этот сбор. Вполне возможно, что он будет уплачиваться с каждого автомобиля при оформлении документов на техосмотр в виде разовой ежегодной платы.
Неплохие деньги - около 30 миллиардов рублей дал целевой сбор за право торговли, но хочется предостеречь мэрию от попыток его увеличения: по мнению многих торговцев, с них и так уже дерут три шкуры при оформлении разного рода лицензий.
И совершенно смешные деньги дали акцизные платежи - всего 11 миллиардов. Обычно акцизы могут составлять в бюджетах разного уровня значительные суммы. Беда Владивостока в том, что местный ликеро-водочный завод фактически стоит. И, как заявляет мэрия, более половины его акций с нарушениями антимонопольного законодательства были проданы его основному конкуренту “Уссурийскому бальзаму”. Впрочем, из выступлений Черепкова осталось неясным, каков доход от торговли другими подакцизными товарами - табачными изделиями, мехами, драгоценностями, топливом для автомобилей и т. д.
Наш краткий обзор доходов бюджета города можно завершить следующим выводом: город все больше и больше живет за счет платежей собственных жителей, они же и наиболее дисциплинированные налогоплательщики. Эта тенденция не очень приятна, но зато дает с полным основанием право требовать, чтобы любого налогоплательщика не просто пускали в мэрию, которая в общем-то живет за его счет, но проводили под белы рученьки и хотя бы выслушивали.
Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, "Владивосток"