Молодой учитель уже не противоречие

Корреспонденты «В» выяснили, что привлекает молодых педагогов города в их нелегкой профессии

22 дек. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3059 от 22 дек. 2011
5d550d648316f514ba4e5ae5a42d13cd.jpg

На днях в краевой столице были подведены итоги городского конкурса профессионального мастерства «Молодой специалист года». В нем могли участвовать работники всех муниципальных образовательных учреждений Владивостока, стаж работы которых не превышает двух лет. Молодым педагогам нужно было написать эссе на тему «Моя педагогическая философия», предложить свою систему работы, провести урок-импровизацию. За первое, второе и третье места молодые учителя получили 15, 10 и 8 тысяч рублей соответственно.Неслучайная профессия23-летняя Евгения Волкова второй год работает учителем русского языка и литературы в школе №3. В конкурсе профессионального мастерства она участвовала впервые и стала обладательницей третьего места.- Евгения, где вы получали образование?- Сначала я училась в педагогическом колледже №1 по специальности «учитель начальных классов», потом на филфаке в Уссурийском государственном педагогическом институте, специальность «учитель русского языка и литературы». - То есть вы целенаправленно получали образование, чтобы работать в школе? - В принципе да. Мне нравится работать с детьми. Учить их чему-то, видеть результат, отдачу. Практика помогла мне выбрать основной род своей деятельности. Тогда я поняла, что преподавание - это действительно мое. У меня были ребята 3-го класса, я обучала их основным предметам: русскому языку, математике, чтению, природоведению. - Сейчас вам, наверное, уже полегче, а каким был ваш первый год? - Действительно, было довольно сложно в плане и моей адаптации, и адаптации родителей, которые с трудом восприняли, что у них молодой учитель. Обычно хотят более опытных, постарше. Но, благодаря тому что я четко определила свою позицию и огласила ее родителям, теперь вопросов у нас больше не возникает. Моя задача – научить, задача родителей – мне помогать. То есть, например, в конфликтных ситуациях занимать ту же позицию, что и я. - Одним из конкурсных заданий было написание эссе на тему «Моя педагогическая философия». О чем писали вы? - В качестве эпиграфа я взяла цитату Дмитрия Менделеева: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Я сравнила ребенка с цветком. Если мы хотим, чтобы выросло красивое растение, мы должны за ним ухаживать. Так же с детьми. Если мы хотим получить хорошего гражданина, за которого не будет стыдно стране, мы должны это хорошее вложить. И закончила я свое сочинение словами Жуковского, адресованными Пушкину: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Замечательно, когда дети по знаниям, способностям, достижениям превосходят своего учителя. В этом и выражается гордость от этих посеянных семян. - Многие ли из ваших однокурсников выбрали для себя преподавательскую стезю? - Я поддерживаю связь с теми ребятами, которые учились в нашей группе, и насколько мне известно, примерно из 20 человек 5 точно остались в образовательных учреждениях. - Вы как молодой специалист ощущаете поддержку со стороны городских властей? - Конечно, материальные выплаты, установленные мэром, - это большой бонус. Но даже если бы их не было, я бы все равно пошла работать в школу. Когда устраивалась на работу, я о них вообще не знала. Это уже потом наш директор Наталья Бучнева рассказала мне о том, как сейчас поддерживают молодых специалистов. Это меня приятно удивило.На решение повлияла поддержка города В этом году 22-летняя Елена Боровик пришла работать учителем русского языка и литературы в школу №28 с углубленным изучением иностранных языков. Решила поучаствовать в конкурсе молодых специалистов и неожиданно для себя заняла второе место. - Елена, расскажите, как вы пришли работать в школу. - Летом я окончила ДВФУ, университет русской филологии, то есть по специальности я филолог-преподаватель. Я работала в журналах редактором достаточно большое количество времени, а потом устроилась преподавателем в школу. Не могу сказать, что я всю жизнь мечтала быть учителем – все-таки я предполагала, что буду журналистом. Возможно, в какой-то мере на мое решение повлияла программа поддержки молодых специалистов. Хотя это был нерешающий фактор – зарплаты у учителей достаточно низкие. Да и какой-то общественный долг хотелось выполнить. Звучит, конечно, пафосно, но в какой-то момент я поняла, что мне хочется поделиться с кем-то своими знаниями. Еще мне хотелось научиться держать аудиторию – классы-то большие – научиться ладить с детьми. Так получилось, что ни у друзей, ни у родственников не было маленьких детей, и опыта общения с ними я не имела. - А школу как выбирали? - Я не хотела идти в обычное образовательное учреждение. Поскольку я филолог, мне хотелось выбрать гуманитарную школу, где большое внимание уделяется изучению языков. И я не ошиблась: школа, где я работаю, очень хорошая. - В каких классах вы преподаете? - Я преподаватель начинающий, так что старшие классы мне еще не доверяют, потому что там уже ЕГЭ, ГИА, к ним готовиться очень трудно. Так что у меня два пятых класса, где я веду русский и литературу. У ребят этих уроков очень много, мы встречаемся с ними каждый день чуть ли не по два раза. Поскольку я в душе еще и ученый, может, когда-нибудь поступлю в аспирантуру и напишу что-то вроде кандидатской, мне хочется заниматься научной деятельностью. У меня есть несколько старшеклассниц, с которыми я пишу научные исследования. Они в этом году даже участвовали в конференции, которая проходила во 2-й гимназии, в секции «филология», и показали неплохие результаты. На данный момент я своей работой довольна. Если в работе с пятиклашками больше педагогики, чем филологии, потому что они еще очень маленькие, то что касается старшеклассников, это как раз то, что мне по душе. - А помимо вас много ли в школе молодых преподавателей? - Да, у нас в школе молодежи много. Вообще я пришла в школу не одна, а с двумя подругами-однокурсницами. Кроме нас есть еще молодые преподаватели английского языка. И вообще, по-моему, по числу молодых кадров наша школа лидирует среди школ города. - Воспринимают ли вас родители как педагога? - Родители приходят регулярно, но пока никаких конфликтов у нас не было. Да и они же не могут прийти и сказать: что вы, такая молодая, здесь делаете? Хотя иногда что-то похожее проскальзывает во взглядах, интонациях. Родители у нас воспитанные, никто еще дверь ко мне в кабинет пинком не открывал и не кричал с порога: вы бы лучше сами чему-нибудь поучились. Может, дело еще в том, что у нас очень хороший психолог. И на встречах преподавателей с родителями проблемных учеников он обязательно присутствует. - А с детьми как? - Я думала, что будет очень трудно, что нужно как-то себя поставить, чтобы вызывать у ребят уважение. А оказалось не так уж и тяжело. Может, дело в том, что мне это нравится, но удалось найти общий язык сразу, так что проблем у нас с ними не возникает. Конечно, всегда есть дети, которым не нравится учиться, и я им по определению не друг, потому что принуждаю их к этому, но в целом детям очень интересно. И были приятные моменты. Мы по литературе проходим мифологию Древней Греции, и дети настолько загорелись этой темой, что я была поражена. Они рисовали картинки, с упоением рассказывали легенды… Да и программа хорошо составлена – мифология по литературе преподается одновременно с изучением Греции по истории. Мне говорили, что очень тяжело с детьми маленькими, что их постоянно нужно чем-то занимать. А оказалось, они очень любят слушать. Еще мне всегда говорили, что у учителей литературы основная проблема с учениками состоит в том, что они ничего не читают. А у меня в каждом классе по 30 человек, и 80 процентов из них постоянно читают, по крайней мере, все, что задается. Словом, детьми, их способностями я очень довольна. - Елена, а о чем было ваше конкурсное эссе? - У меня есть мечта, чтобы когда-нибудь профессия учителя стала уважаемой. Я еще в школе начала работать журналистом и не стеснялась людям говорить об этом, потом я стала работать редактором в журнале, это мне тоже очень нравилось. Сейчас я не очень люблю говорить о своей профессии. Мне самой она очень нравится, но мне кажется, что люди меня не понимают. Основная мысль моего эссе заключалась в том, что я хочу заявлять о себе как об учителе, не стесняясь этого. Чтобы люди не округляли глаза и не говорили: ты что, с ума сошла? А для этого в первую очередь нужно повышать зарплату. Это вопрос уже к государству.Есть и в наши дни династииЕкатерина Швецова в свои 22 года успела окончить биолого-химический факультет Московского педагогического государственного университета, переехать во Владивосток и начать работать в гимназии №1 учителем биологии. - Екатерина, стандартный вопрос: почему вы решили стать учителем? - В моему случае это была мечта, и я с детства знала, что хочу работать в школе. Так получилось, что я продолжаю учительскую династию. В нашей семье я уже 14-й педагог. За ужином у нас собирался почти педсовет, особенно если родственники приезжали. - Вы ведь наверняка видели, как ваша мама просиживает дни и ночи над тетрадками, уделяя все внимание работе. Это вас не испугало? - Но я ведь видела не только это. Каждое утро она с радостью шла на работу, и для нее это значило гораздо больше, чем все бессонные ночи. Поэтому я решила, что такой путь мне подходит. К тому же мне всегда нравились растения, я любила возиться с ними, да и в школе биология казалась мне увлекательным предметом, поэтому я и выбрала для себя биофак. - Первую четверть вы уже отработали, оправдались ли ваши ожидания? - Да, я уже четыре месяца преподаю биологию в классах с 5-го по 8-й. Сначала, конечно, были некоторые трудности, но сейчас это все уже позади. - А что за трудности? - Это связано в основном с подростками, с влиянием компьютерных технологий на нашу жизнь. Когда у всех сотовые телефоны с доступом в Интернет, тяжело проконтролировать, чтобы ребята не списывали. - А были ли разногласия с родителями учеников? - Помню, на первом родительском собрании они выглядели немного растерянными из-за моего возраста, но сейчас они нормально это воспринимают.

Автор: Вера ГОРШКОВА