Летать – так на «Сапсане»
Владивосток с Уссурийском и Хабаровском в перспективе свяжет высокоскоростная железнодорожная магистраль
Развитие российской сети железных дорог стало главной темой прошедшего 18-19 ноября в Москве Второго железнодорожного съезда. В нем принял участие и корреспондент «В».По своему размаху мероприятие имело поистине национальный масштаб: более трех тысяч гостей со всей страны собрались в Манеже, который, как напомнил министр транспорта РФ Игорь Левитин, спроектировали и построили в 1817 году именно инженеры путей сообщения.Железнодорожная стратегияСегодня на его площадях представители государственных органов власти, депутаты, ученые, трудовые коллективы и профессиональные участники рынка, финансисты, российские и зарубежные партнеры и клиенты железной дороги решали актуальные вопросы, касающиеся не только узкопрофессиональных проблем транспортников. Если на Первом железнодорожном съезде его участники составляли документ «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», то на нынешнем анализируются итоги сделанного и рассматриваются новые задачи. Сами же руководители компании не скрывают, что Российские железные дороги не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем.И вместе с тем влияние железной дороги на экономику страны трудно переоценить. Она играет, как отметил на съезде первый вице-премьер Виктор Зубков, ключевую роль для хозяйственного, коммерческого, социального и территориального развития нашей страны. На долю ОАО «РЖД» приходится более 80 процентов грузооборота страны. Для многих отечественных, да и зарубежных предприятий Российские железные дороги являются крупнейшим заказчиком и партнером. Так, в сельскохозяйственной отрасли Виктор Зубков отвел РЖД особую роль. Задача развезти продукты питания из аграрных регионов по бескрайним российским просторам полностью легла на плечи, вернее рельсы, железных дорог. В этом году урожаи много больше прошлогодних, но железнодорожникам удалось добиться слаженной и оперативной работы по перевозке сельхозпродукции.– До конца текущего сельскохозяйственного года, который заканчивается 1 июля 2012 года, только зерна необходимо перевезти многие миллионы тонн, – заметил Зубков. – Сейчас крайне важно обеспечить оперативность и ритмичность его перемещения как внутри России, так и в экспортном направлении.А это задача весьма сложная. Сегодня железные дороги едва справляются с возросшим потоком грузов. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов заметил, что грузооборот сети Российских железных дорог в текущем году достигнет уровня 2007 года, а погрузка грузов на экспорт увеличится по сравнению с докризисным уровнем почти на 7 процентов, в первую очередь за счет экспорта угля, нефтяных грузов, руды и удобрений.– Бизнес сформировал масштабный долгосрочный заказ на развитие российских железных дорог. Судя по тем заявкам, что формируют грузоотправители, их потребность в грузоперевозках к 2020 году увеличится на 20 млн тонн, – заявил Вадим Морозов. – Чтобы обеспечить растущие потребности экономики, РЖД предстоит нарастить инфраструктурные мощности и подходы к российским портам.О необходимости не поддержания, а именно развития железных дорог заявил Игорь Левитин. В своем выступлении министр отметил, что во главу угла работы ОАО «РЖД» и всей железнодорожной отрасли необходимо поставить эффективное обслуживание пассажиров и перевозки грузов.Инновационные скорости– Скорости доставки грузов на железной дороге отстают от европейских стандартов, – отметил министр транспорта. – В течение нескольких последних лет идет интенсивное обновление парка грузовых вагонов и локомотивов РЖД, но этого явно недостаточно.Среди сдерживающих факторов развития министр назвал износ основных фондов, низкую инвестиционную привлекательность железнодорожных инфраструктурных проектов, их длительные сроки реализации и окупаемости. Он подчеркнул необходимость добиваться использования механизмов государственно-частного партнерства в развитии железнодорожного транспорта, особенно высокоскоростного. Игорь Левитин обратил внимание на перевозки внутри городов, когда железнодорожный транспорт становится муниципальным общественным транспортом. Первый такой опыт будет в Москве – планируется использование малого железнодорожного кольца. Пусть такое взаимовыгодное сотрудничество станет примером для всех мегаполисов, призвал министр.– Мы готовы рассмотреть вопросы строительства объездов железнодорожных переездов, чтобы автомобили не простаивали долгое время перед ними, создавая пробки на перегруженных городских магистралях, – заметил Левитин.О том, что всей железнодорожной сети предстоит масштабная реконструкция, заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Несмотря на ограниченность инвестиционного бюджета, компания активизировала работы по модернизации и развитию инфраструктуры – на эти цели за 4 года направлено более 1 трлн рублей, – огласил суммы, направленные на преобразования, Владимир Якунин. – В результате серьезно расширены подходы к порту Новороссийск, мощность инфраструктуры на ближних подходах к Усть-Луге доведена до 30 млн тонн в год, обеспечивается перевозка 15 млн тонн нефти в бухту Козьмина. В то же время ключевыми на сегодня вопросами для РЖД Владимир Якунин назвал строительство олимпийских объектов и развитие высокоскоростного движения по всей стране.Как указано в итоговом документе съезда, в перспективе до 2030 года наибольшей загрузкой будут характеризоваться железнодорожные линии на подходах к Санкт-Петербургскому железнодорожному узлу, Северному Кавказу, портам Приморского края, а также железнодорожные линии на подходах к Дальнему Востоку.Наибольший рост грузопотоков ожидается на Байкало-Амурской магистрали, рассчитывают на значительный рост пассажирских и контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали.Основную долю в темпах прироста интенсивности движения пассажирских поездов почти в полтора раза на подходах к Дальнему Востоку и Приморскому краю будут составлять новые сообщения с Западной и Восточной Сибирью и назначение пассажирских поездов в местном сообщении.Кроме того, Транссибирская железнодорожная магистраль становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией, имеющим большие потенциальные возможности.Владимир Якунин отметил, что дальний Транссиб исчерпал свои возможности, БАМ тоже, а посему Дальний Восток ждет грандиозная перестройка железнодорожной сети.Высокоскоростные мечты– На сегодня и БАМ, и Транссиб работают на пределе своих возможностей и не способны обеспечивать растущие потребности в перевозке грузов и пассажиров в регион и обратно, – сказал президент ОАО «РЖД». – Я глубоко убежден, что необходимо построить вторую ветку Байкало-Амурской магистрали, поскольку однопутный БАМ уже не справляется с той нагрузкой, которая на него ложится. Еще одним из направлений модернизации Дальневосточной железной дороги является развитие высокоскоростного движения между Владивостоком и Уссурийском, Владивостоком и Хабаровском. Это, конечно, произойдет не в ближайший год, поскольку для высокоскоростного сообщения придется строить новые пути и соответствующую инфраструктуру. Однако дело того стоит. Приход высокоскоростных поездов типа «Сапсан» во Владивосток позволит сделать второй по величине город края пригородом его столицы, поскольку «Сапсан» доставит за 20 минут. А до Хабаровска, оспаривающего у Владивостока звание столицы региона, можно будет добраться за 4-5 часов вместо 11-14 нынешних.Сегодня «РЖД» осуществляет высокоскоростное движение в России поездами «Сапсан» между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. С момента запуска перевезено уже более 4,7 млн человек, а поездами «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Хельсинки – более 300 тыс. человек.По словам Владимира Якунина, технологии высокоскоростных и скоростных пассажирских перевозок по праву можно считать символом модернизации и инновационного развития железнодорожного транспорта России. Справка «В» Скоростной поезд «Сапсан» произведен немецкой компанией «Сименс». «Сапсан» развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата. Свое название поезд получил от самой быстрой птицы семейства соколиных. Цена билета поезда «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург составляет примерно от 2400 до 3600 рублей. «Сапсан» преодолевает путь между двумя столицами менее чем за четыре часа.
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»