Минтай погладят по спинке

Когда-то этой рыбой кормили домашних кошек, теперь ею собираются начинять сэндвичи в популярной сети фастфуда

18 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3040 от 18 нояб. 2011
ce68ad54899c4fda5bb1460752db0e08.JPG

Лидер мирового фастфуда McDonald’s рассматривает возможность создания в России предприятия по переработке российского минтая для приготовления рыбных сэндвичей. Перспективная рыба, большая часть уловов которой сейчас уходит за границу, вполне возможно, переориентируется на внутренний рынок. Но есть одно препятствие: главным условием покупки российской начинки для заморских бутербродов ставят сертификацию промысла минтая в Охотском и Беринговом море по стандартам Морского попечительского совета (MSC). А урегулирование этого вопроса вызывает много трудностей.На сегодняшний день рыбные сэндвичи FieletOFish, продукт европейского McDonald’s, состоят – в равных долях – из трески, пикши и минтая. Только вот пикши в Северной Атлантике стало маловато, а потому компания усиленно ищет ей замену. Водные же запасы минтая тревоги не внушают, потому на нее и нацелились фастфудовцы. По оценкам экспертов, в настоящее время закупки минтая для европейской сети McDonald’s пока не превышают 7 тысяч тонн блочного филе у американских производителей. Потенциальный объем российского рынка оценивается примерно в таком же объеме. А это означает возможность увеличения в России объема производства филе минтая первой заморозки почти на четверть – c 30 тысяч тонн до 37 тысяч тонн.Сейчас те самые 30 тыс. тонн филе минтая изготавливают 28 российских рыболовных судов. Чтобы увеличить производство, недостаточно переналадить существующие суда. Нужно построить несколько сверхмощных процессоров стоимостью $120 млн каждый. Но рыбаки осторожничают: рынок узкий и чувствительный к росту цен, очень высоки риски логистики, а главное – у российского минтая пока нет сертификации, т.е. входного билета на мировые рынки. Так что никто не будет вкладывать десятки миллионов долларов в строительство флота, пока главный российский рыбный промысел не получит международную прописку. Поэтому сертификации и уделяется столь пристальное внимание.В самой России 90% филе минтая приходится на предприятия, входящие в Ассоциацию добытчиков минтая (АДМ). В настоящее время в работе по сертификации принимают участие канадская компания Moody Marine и ирландская Global Trust.– Продажи продукции с экологическим лейблом MSC активно развивают транснациональные розничные сети Carrefour и Metro, – говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. – Предварительная MSCсертификация российского промысла прошла в 2008 г. Сейчас мы выполняем полную оценку промысла, чтобы снять барьеры для отечественной продукции на мировых рынках. Но пока преждевременно делать выводы. Во­первых, мы еще не завершили сертификацию и впереди очень много трудной и сложной работы. А во-вторых, McDonald’s внимательно изучает корпоративную отчетность розничных сетей в России, чтобы не ошибиться в своей оценке перспектив потребительского спроса, и эта отчетность не так радужна. – После сертификации добавочный продукт пойдет не только в Китай, но и в Европу, возрастут объемы производства, – уверяет исполнительный директор АДМ Алексей Буглак. – Мы надеемся, что в следующем году сертификация завершится, ведь ни один рыболовный промысел эту процедуру быстро не проходит. Контракт с McDonald’s был бы, безусловно, интересен как для российских добытчиков рыбопродукции, так и для АДМ.На Дальнем Востоке большая часть добытчиков минтая четко держит равнение на Китай. Рыба сия – из семейства тресковых, с тремя спинными плавниками, усиком на подбородке и большими печальными глазами – водится в основном в холодных водах Берингова, Баренцева и Охотского морей. Так что моряки из Поднебесной здесь отдыхают. А вот филе, произведенное из российского минтая в Китае, оказывается более конкурентоспособным на российском рынке, чем продукция наших компаний. Впрочем, из этой рыбы производят массу продуктов, содержащих большое количество полезных жиров и витамина А. Впрочем, специалисты считают экспортный рынок более стабильным и прибыльным, чем внутренний. Как заявляют участники рынка, устойчивого спроса на рыбу и морепродукты в России нет: мол, россияне не готовы есть рыбу в таких количествах, как азиаты. Особенно минтай. Так, за девять месяцев текущего года, по данным Приморкстата, экспорт рыбы и морепродуктов из Приморья вырос почти на 5% и составил $522,6 млн. Согласно данным краевой статистической службы за девять месяцев приморские рыба и морепродукты поставлялись в 15 стран дальнего зарубежья и СНГ. Наибольшие стоимостные объемы экспорта приходятся на Республику Корея — $163,2 млн (31%), Китай — $153,5 млн (29%), Японию — $59 млн (11%) и Панаму — $43 млн (8%). У отечественного потребителя большим спросом пользуются лососевые, а потому кета, горбуша и чавыча в основном идут на российский стол. Таким образом, страны АТР — это крупно-оптовый покупатель сырья для переработки. В последующем те же китайцы перепродают нам же нашу рыбу в виде полуфабрикатов, а также поставляют их в страны Европы, где такой продукт стоит уже дороже. А если McDonald’s заключит контракт с российскими рыбопромышленниками, минтай уже не будет «уплывать» на переработку в Китай, а останется здесь, т.к. сеть фастфуда будет заинтересована в глубокой переработке на месте вылова, то есть в России.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»