Фотохудожник Штеффен променял моделей на мостостроителей

Есть в жизни моменты, которые некрасивы по определению – беда, катастрофа, бедность

10 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3035 от 10 нояб. 2011
60fb5949f641928042ab88847efa8602.JPG

Эту выставку в галерее современного искусства «Арка» можно было назвать «отчетом о большой стройке», но фотохудожник Бернард Штеффен нашел ей более емкое название - «Мост». Ведь именно мосты привели его во Владивосток…Я всегда хотел побывать в вашем городе, проехать Россию по Транссибу до самой крайней точки, говорит Бернард. А когда узнал, что здесь строят огромные мосты, понял: надо ехать. Меня интересует меняющийся мир: строящиеся дороги, церкви, здания… А потому было крайне интересно увидеть мосты, которые – это очевидно – кардинально изменят жизнь Владивостока. Я хотел снимать строительство мостов в процессе: вот они только возводятся, вот уже построены. Интересно и то, какими они будут после начала эксплуатации. Вообще я так подробно снимал работу над мостами в вашем городе, что и сам теперь, наверное, могу построить их, улыбается Бернард. -Ну какую поэзию, какое вдохновение можно найти в мостах? Стройка и стройка… Чем уж тут зрителей особо привлечь?В первую очередь меня вдохновляют люди, строители. У них тяжелая работа на ветру, под снегом, под дождем… При этом они трудятся вдохновенно, позитивно… На моих снимках – реальные мастера труда. Вот это меня волнует и вдохновляет…-Наши мосты первые, которые вы снимали?Так подробно – первые. Но я люблю документальную фотографию, особенно когда она фиксирует жизнь и работу обычных людей. Я работал над проектом фотографий борцов сумо в Японии, кроме того, много снимал те места, где в марте прошло цунами. Меня интересуют люди, вовлеченные во что­-то, занятые, работающие с энтузиазмом. -Вы работали в фэшн-фотографии, а перешли к документальному жанру…В фэшн-фотографии у меня, конечно, было больше свободы в том смысле, что я мог выбирать и модель, и ее макияж, и место съемок, и свет… Это было мое произведение искусства. Но меня все больше влекла документальная съемка. К этому я пристрастился в ходе своих путешествий, когда снимал, к примеру, сбор урожая оливок и изготовление оливкового масла в Греции; или процесс изготовления саке в Японии – от сбора риса, его шлифовки до упаковки бутылок. Ежедневная, будничная работа тысяч людей кажется серой и незаметной, но именно в ней заключаются красота, поэзия…К тому же не все фотографии должны быть красивыми. Есть в жизни моменты, которые некрасивы по определению – беда, катастрофа, бедность. Но такие снимки оказывают сильное влияние на людей, заставляют их сопереживать, испытывать душевное волнение – и это действие, возможно, даже сильнее, чем действие красоты.В этом смысле фотография – универсальный язык. Я не знаю японского, русского, китайского, не знаю языка, на котором говорят тибетцы, но с помощью фотографии я могу говорить со всеми. -Какое послание вы вкладываете в свою выставку?Я не большой специалист по части посланий, тем более что фотографии говорят сами за себя, а рождение моста и возможность перерождения города видны на фото вполне. В этом смысле я просто свидетель. Не было ли вам страшно снимать на такой высоте?Да уж, когда под тобой 250 или 350 метров пустоты страшновато, знаете ли. Но я уверен, что мой фотоаппарат меня спасет, а кроме того, ведь шею можно свернуть и упав с порожка…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ