Ярославский ГОК - через тернии к возобновлению производства
В канун Нового года над поселком Ярославским задымила труба местного горно-обогатительного комбината. ГОК вновь заработал после продолжительного перерыва, в течение которого руководство предприятия и власти Хорольского района вели активную работу за возобновление деятельности крупнейшего в России поставщика сырья для производства алюминия - плавикошпатового концентрата. Предприятие пережило финансовый кризис и “получило” внешнее управление. Однако, несмотря на проблемы и значительные убытки, руководство комбината надеется выполнить обязательства перед заказчиками и выпустить в 1998 году 200 тысяч тонн продукции.
В канун Нового года над поселком Ярославским задымила труба местного горно-обогатительного комбината. ГОК вновь заработал после продолжительного перерыва, в течение которого руководство предприятия и власти Хорольского района вели активную работу за возобновление деятельности крупнейшего в России поставщика сырья для производства алюминия - плавикошпатового концентрата. Предприятие пережило финансовый кризис и “получило” внешнее управление. Однако, несмотря на проблемы и значительные убытки, руководство комбината надеется выполнить обязательства перед заказчиками и выпустить в 1998 году 200 тысяч тонн продукции.
Ненужный комбинатВ перестроечные годы вдруг оказалось, что Ярославский ГОК не нужен России, поскольку аналогичный концентрат стало выгоднее закупать в Монголии - в той самой стране, специалистов которой некогда учили “уму-разуму” высококлассные спецы ГОКа. Отсутствие заградительных пошлин, относительная дешевизна перевозок концентрата из соседней Монголии сделали ярославскую продукцию неконкурентоспособной. Именно поэтому в последние годы комбинат не жил, а выживал.
Руководство комбината долго сопротивлялось приватизации, потом предприятие все-таки стало акционерным обществом, сохранив у себя контрольный пакет акций. Однако со временем акции АО распродали различным перекупщикам, другими словами, проели. Однако ГОКу удалось выполнить главную задачу: сохранить костяк высококвалифицированных кадров, который так долго создавался на предприятии.
Кризис привел к введению внешнего управления26 февраля 1997 года арбитражный суд Приморского края принял решение о введении на Ярославском ГОКе внешнего управления сроком на 18 месяцев. Истцом в суде выступал один из кредиторов ГОКа - Ярославский сельскохозяйственный строительный комбинат, который требовал банкротства предприятия и введения на нем внешнего управления. Суд ограничился введением внешнего управления. Управляющим был назначен председатель совета директоров АО “Ярославский ГОК” Виктор Коршунов (одновременно он являлся гендиректором уссурийского АО “Корит”).
Основной причиной введения внешнего управления явилось сложное финансовое положение предприятия. В частности, кредиторская задолженность АО к тому времени достигла 240 млрд. рублей. Убытки горно-обогатительного комбината в 1996 году превысили 20 млрд. рублей. За это время ГОК работал лишь 29 суток и произвел 28 тысяч тонн концентрата на сумму 22 млрд. рублей. Введение внешнего управления позволило наложить временный мораторий на долги предприятия, а также облегчило схему прохождения денег через счета комбината. В итоге были предприняты некоторые меры по стабилизации финансового и экономического положения. Руководство рассчитывало, что уже в апреле 1997 года производство на предприятии будет возобновлено.
Достучались до правительстваМинувший год стал действительно переломным в борьбе за выживание Ярославского ГОКа. Представители комбината во главе с арбитражным управляющим, а также глава администрации Хорольского района А. Якуша (который был весьма заинтересован в возобновлении работы главного бюджетного донора района) вместе сумели достучаться до самых высоких московских кабинетов. На правительственном уровне было принято важное для ЯГОКа решение. Из его текста четко следовало: “Обеспечить стабильную работу комбината как единственного в России производителя плавикошпатового концентрата”. Решение было принято 26 августа 1997 года на заседании правительственной комиссии по оперативным вопросам. И хотя после этого прошли месяцы нервотрепки, именно в тот день руководство комбината поняло, что высокие правительственные чиновники - Анатолий Чубайс, Яков Уринсон, Борис Немцов - наконец-то вникли в положение предприятия и признали важность ГОКа для России.
Самое главное - правительственное решение обеспечило комбинат потребителями. Наконец были установлены заградительные пошлины на монгольский концентрат, снижены тарифы на железнодорожные перевозки. В результате на 1998 год был сформирован пакет заказов. Комбинат запланировал выпуск 200 тысяч тонн плавикошпатового концентрата - этого количества достаточно для стабильной работы предприятия.
Перед Новым годом фирма “Фтораль” Южноуральского криолитового завода перечислила Ярославскому ГОКу свыше двух миллиардов рублей (в неденоминированных деньгах). Это дало возможность приобрести мазут, олеиновую кислоту и другие расходные материалы. Кроме того, были заключены договоры с пермским предприятием “Галоген”, с коммерческой фирмой “ЭВМ ЛТД.”, с Красноярским алюминиевым заводом и с другими заказчиками. В конце января намечена встреча арбитражного управляющего Виктора Коршунова с руководством Братского алюминиевого завода по поводу возможного сотрудничества.
Работа под дамокловым мечомКазалось бы, чего же боле? Труба дымит, обогатительная фабрика работает, за первые недели января 1998 года выпущено 3,5 тысячи тонн концентрата, качество которого быстро довели до требований ГОСТа. К работе приступили 763 человека (из необходимых 1460), установлена приемлемая цена концентрата - 240 долларов за тонну. Вроде бы все хорошо, но коллектив не оставляет тревога, поскольку снова не исключена остановка обогатительной фабрики.
- Наше нынешнее положение можно назвать работой под дамокловым мечом, - считает исполнительный директор Ярославского ГОКа Николай Беляев. - Все еще не исключена возможность отключения электроэнергии, хотя по так называемому протоколу Уринсона комбинат включен в федеральный оптовый рынок электроэнергии, и поэтому для него должны действовать льготные тарифы. Есть и другая опасность: комбинат может остановиться из-за нехватки мазута. Минфин провел с администрацией края взаимозачеты и разрешил вместо денег взять мазут для ГОКа. Однако краевые власти этот вопрос пока не решили, и комбинат не может запустить в работу вторую секцию обогатительной фабрики. А это очень опасно, поскольку, если комбинат не выполнит обязательств перед партнерами, они будут закупать концентрат за рубежом.
И все же на Ярославском ГОКе надеются, что эти вопросы будут урегулированы и вторая секция фабрики будет запущена. Это позволит комбинату организовать ежесуточное производство в объеме 500 тонн концентрата - тот минимум, который обеспечит выполнение пакета заказов.
СПРАВКА “В”. Уставный капитал ОАО “Ярославский ГОК” - 56 млн. 961 тыс. рублей; номинал акции - 1000 рублей (в старых ценах). 10 процентов акций находится в управлении АО “Российская металлургия”, 8 процентов акций принадлежит трудовому коллективу, 34 процента - закреплены в госсобственности, 5 процентов составляет ФАРП, 25 процентов принадлежит Красноярскому алюминиевому заводу, 6 процентов - компании “Алинвест” (Москва). Ярославский ГОК является федеральным монополистом по производству плавикошпатового концентрата.
Автор: Григорий КАПРАЛОВ, специально для "В"