Торгуют все!
В этом году торговых площадей во Владивостоке стало еще больше
Владивостокцы предпочитают китайскую и японскую кухни, парикмахерские становятся весьма доходным бизнесом, продовольственные магазины стремятся к формату «моно», а программа мэра Владивостока Игоря Пушкарева «Город для людей» позволяет разжиться провизией по ценам на 10-25 процентов ниже сложившихся в среднем по городу. Об этом и многом другом «В» рассказала начальник управления торговли и услуг администрации краевого центра Людмила Белякова.Сегодня Владивосток торговый – это около 1800 стационарных предприятий розничной торговли с общей торговой площадью 377,1 тыс. м2. Ежедневно жители и гости города закупают продовольствие в 931 и промтовары – в 805 магазинах. Кроме того, в приморской столице действуют 62 торговых центра и комплекса.Среди продовольственных магазинов большинство – это так называемые магазины шаговой доступности: со смешанным ассортиментом товаров и расположены в спальных районах города. Каждый десятый из них специализируется на одном виде продовольствия, например: алкогольные напитки, пиво, колбасные изделия, мясо и морепродукты.А вот среди промтоварных магазинов, наоборот, преобладают специализированные магазины – таковых 80 проц. Из них наибольший удельный вес составляют магазины одежды – 15 проц., а также автомобильные магазины и магазины бытовой техники – 12 проц.В городе насчитывается более 200 сетевых структур. Среди реализующих промтовары известны такие, как «Спектр техники», «В-Лазер», «А11», «Бубль ГУМ», «Счастливое детство», «Центр Степ», «Приморский торговый дом книги», «Канцелярская крыса», «Цифроград», «Красный мамонт», «Империя мебели», «Бизнес Букет» и другие. В сфере продажи продовольственных товаров и алкогольной продукции наиболее крупные сети – это «Фреш 25», «РЕМИ», «Михайловский», «Дилан», «Савва Водочников».В настоящее время растет количество продовольственных магазинов, которые специализируются на продаже какой-то одной группы товаров (колбасные изделия, мясные изделия). Становится все больше магазинов нового формата, предлагающих дистанционные формы обслуживания. А вот крупные торговые центры испытывают сложности из-за невостребованности торговых площадей, которые постепенно все больше сдаются в аренду под офисы.Не жалеют денег на суши и прическиВо Владивостоке стало больше мест, где можно перекусить, выпить чашку чая или кофе и поужинать. Сегодня сеть общественного питания представляет собой 608 предприятий на 28,6 тысячи посадочных мест, что на полтора процента больше, чем год назад. Почти половина предприятий общепита – это небольшие закусочные. Представлены китайская, японская, корейская, армянская, узбекская, грузинская, азербайджанская, средиземноморская, итальянская и другие кухни народов мира. Наибольшим спросом у населения пользуются закусочные, где за небольшие деньги можно отведать блюда японской и китайской кухни.Спрос на бытовые услуги всегда стабилен. Сегодня в краевом центре почти тысяча предприятий бытового обслуживания предлагает подстричься, побриться, починить и почистить. Ежегодно количество таких предприятий увеличивается в среднем на 15-20 единиц. В основном за счет новых парикмахерских. Ныне индустрия красоты весьма доходный бизнес.Гостями и жителями столицы Приморья наиболее востребованы такие предприятия, как парикмахерские, пункты по ремонту бытовой техники, ремонту часов, заточке инструментов.Вместе с тем в городе мало сапожных мастерских и общественных бань. Недостаток последних заметно ощутим во Владивостоке, где имеется большой частный сектор. Общественных бань всего шесть, и находятся они в частных руках. Остается добавить, что конкуренция во всех сегментах розничного рынка очень высока, «задрать» просто так цены не получается. Сравните сами: оборот розничной торговли в январе – августе 2011 года составил 65294,7 млн руб. и вырос по сравнению с прошлым годом меньше чем на один процент, оборот предприятий общепита за этот же период составил 2512,2 млн руб и увеличился на два с половиной процента. А вот оптовики более вольготно себя чувствуют: там оборот составил 146743,7 млн руб., что выше соответствующего периода прошлого года в сопоставимых ценах почти на 20 процентов!Первомайка в перспективе Во Владивостоке переизбыток торговых площадей. Но коммерсантов это не останавливает, и в этом году торговой площади стало почти на восемь процентов больше, чем год назад. Сегодня на тысячу жителей приходится 612,1 м2 торговой площади при норме 557 м2 (для сравнения: в Москве – 812 м2, среднеевропейский показатель – 880 м2 на 1 тысячу жителей). Рост обеспеченности населения города торговыми площадями говорит о повышении доступности торговых объектов, а следовательно, и услуг торговли для населения города. Однако эти самые торговые площадки распределены по городу неравномерно. Наибольший процент обеспеченности торговыми площадями (179,7 проц.) приходится на Советский район Владивостока. Это объясняется тем, что здесь при небольшой численности населения сосредоточено наибольшее количество крупных торговых центров. Наименьший процент обеспеченности торговыми площадями в Первомайском районе (53,4 проц.). Причины низкого показателя обеспеченности торговыми площадями заключаются в отдаленности от центральной части города и отсутствии транспортных развязок. Но мы видим, что вскоре ситуация изменится в лучшую сторону и неуемные строители торговых центров станут активно осваивать перспективный район. Сейчас здесь преобладают магазины шаговой доступности с небольшими (в среднем – 50,0 – 60,0 кв.м) торговыми площадями.Обеспеченность населения посадочными местами в общедоступной сети общественного питания составляет 165 процентов. Больше всего кафе, ресторанов и различных закусочных расположено во Фрунзенском районе Владивостока. Это объясняется тем, что район малолюдный – здесь «прописано» меньше 10 проц. населения города, но он является центральным, а значит, привлекательным для бизнеса в связи с постоянным потоком потребителей товаров и услуг. В 15 раз меньше шансов перекусить на «стороне» у жителей Первомайского района по сравнению с фрунзенцами. Здесь в основном расположены жилые кварталы, и проживает в этом районе более четверти владивостокцев.Знаем, где дешевле С марта 2009 года во Владивостоке по инициативе главы краевого центра Игоря Пушкарева успешно работает программа «Город для людей». Суть проекта в том, что покупатели независимо от их доходов могут получить набор необходимых продовольственных товаров с минимальной торговой наценкой. В программе участвуют стационарные торговые точки, задействована и выездная торговля с автомашин. В настоящее время в 24 магазинах, расположенных во всех районах города, организована торговля отдельными продовольственными товарами по сниженным ценам под единым логотипом «Город для людей». Узнать, участвует ли магазин в социальном проекте мэра города, можно по логотипам «Город для людей», размещенным на фасадах магазинов, а также в торговых залах. Сегодня во всех районах города Владивостока по 42 адресам организована торговля продовольственными товарами с 96 автомашин по ценам на 10-25 процентов ниже сложившихся общегородских цен. В каждом месте предусмотрено от двух до десяти автомашин, осуществляющих торговлю под логотипом «Город для людей». Выездная торговля востребована в первую очередь малоимущими гражданами и пенсионерами. Люди уже привыкли к тому, что товаропроизводители продают по приемлемым ценам яйцо, молочные товары, колбасы, сыры, хлеб. В качестве примера можно привести разницу в цене на хлеб подольский. В магазинах он продается по 23-24 рубля за буханку. А на прилавках автомагазинов – участников программы «Город для людей» подольский реализуется по 19 рублей 50 копеек.– Экономически данная программа существует за счет самих предпринимателей, принявших участие в ней, – заметила Людмила Белякова. – Их выгода в том, что небольшая наценка позволяет реализовать больше продукции. И мы благодарны предпринимателям за то, что они поддержали инициативу главы Владивостока Игоря Пушкарева по открытию таких магазинов и продолжают участвовать в реализации программы «Город для людей».
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»