Саблезубого зайца побили слоноподобным Дальневосточные муравьем

Дальневосточные ученые провели фестиваль науки

19 окт. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3023 от 19 окт. 2011
3f257237ad7e1504534f01638df3c8e9.JPG

Почему же аборигены все-таки съели Кука, что получится, если объединить науку и искусство, как составить веселый гербарий и разгадать загадку самоцветов, можно ли побывать в лабиринте отшельника и встречаются ли в природе саблезубые зайцы – обо всем этом и многом другом смогли узнать школьники и студенты Приморья. Минувшая суббота в Институте биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН выдалась жаркой. Здесь состоялся Пятый фестиваль науки, объединяющий институты Дальневосточного отделения Российской академии наук во Владивостоке.Знаний столько – в голове не укладываетсяЗдание академического института, привыкшего к тишине и чинной аудитории, с утра заполонили галдящие школьники, их родители и учителя, а также студенты владивостокских вузов. В конференц­-зале гости всех возрастов слушали лекции-презентации, узнавали много интересного и полезного на интерактивных выставках, занявших аж три этажа. А также приняли участие в мастер-классах и конкурсах, побывали на экскурсиях в музеях, лабораториях и на экспериментальных площадках институтов, где ученые проводят опыты и отрабатывают различные технологии. Хотелось успеть везде, но в программе одних только мастер-классов и презентаций значится около 50. А на все про все отводилось только шесть часов.Советами молодых ученых институтов ДВО РАН были подготовлены увлекательные лекции, например «Традиционная культура народов Полинезии», «Химия в современном мире», «Океан из космоса», а также рассказы о средневековых городищах Приморья, мультфильмы «Город Бактерий» и «Суперкапли спешат на помощь», мини-спектакль о лекарственных и полезных растениях Дальнего Востока и множество интерактивных выставок. Специалисты Ботанического сада-института провели мастер-класс «Веселый гербарий», где дети сами изготовили композиции из цветков, листьев и плодов приморских растений. Институт истории, археологии и этнографии Дальнего Востока организовал мастер-класс «А имя мое – иероглиф», на котором дети и взрослые познакомились с письменностью Китая и его культурой: учились писать иероглифы, узнали их значение и историю.Лучшую косметику делаем самиОдновременно прошли демонстрации химических опытов и показ робототехники. На мастер-классе «Косметика своими руками» научились с помощью сотрудников Тихоокеанского института биоорганической химии делать маски из морских водорослей. И там же прослушали лекцию о ферментах, с помощью которых дальневосточные ученые пытаются побороть страшные онкологические заболевания, а заодно и проверили активность слюны человека, в которой много таких ферментов. На мастер-классе «Таинство огнедышащей горы» ученые Дальневосточного геологического института познакомили детей с уникальным феноменом природы – вулканом. Ребята узнали о строении вулкана и проследили за процессом извержения. На интерактивной выставке «В лабиринтах отшельника» школяры могли даже влезть в раковину и узнать, как живется ракам­отшельникам.А с учеными Института биологии моря школьники сразились в настольной игре «Эволюция». Как бы выглядела наша планета, если бы в результате эволюции появились саблезубые зайцы или муравьи размером со слона? В турнире «Эволюция» можно увидеть и не такое! Все это нам известно и из учебников по биологии, но в карточной игре все нагляднее и доходчивее.Учителя изумляются: не всегда прилежные в классе ученики здесь с удовольствием участвовали в опытах по химии, в конкурсах по географии, страноведению, а также в викторине «Люби и знай свой край». А самоцветик не фальшивый?Не меньше детей задавали вопросы ученым и взрослые. Мастер­-класс по науке о самоцветах, значительная часть которых известна как ювелирные камни, собрал огромное число участников. И малых и старых интересовал современный рынок камней, их разделение на группы, как работают приборы и сколько их надо, чтобы диагностировать и оценить ювелирные камни. Оказалось, что в Приморье немало месторождений полудрагоценных камней. Есть даже месторождение сапфиров, или, как их называют, «королевских камней» — символа мудрости, власти, победы и справедливости. Сапфиры входят в первую категорию драгоценных камней наряду с алмазами, рубинами, изумрудами, александритами и природным жемчугом. А еще выяснилось, что опыта работы ювелиром и даже самой сильной лупы совсем недостаточно, чтобы определить истинное происхождение камня и верно оценить его качество и стоимость.Если кто­-то из мастеров уверяет вас в обратном, усомнитесь в его профессиональности, советуют ученые геологического института, к которым тут же выстроилась очередь из желающих проверить камушки в своих сережках и колечках на предмет подлинности. Уже к концу фестиваля прошла презентация-рассказ о фрактальной геометрии (ее еще называют «геометрией природных форм») как об объекте искусства. В современном искусстве используют хаотические природные формы, в том числе захватывающе красивые структуры, которые создают фракталы. А художник из Нью-Йорка Кендал Генри рассказал о том, как используется морская биология в городском искусстве. Чтобы знали, на что налоги платятКаждый из гостей фестиваля – жителей Владивостока и Приморского края нашел для себя в программе фестиваля что­-то увлекательное, будь это лекция ведущего научного сотрудника-специалиста в области биотехнологий или мастер-класс по изготовлению косметической маски из водорослей.Интерес к такой форме диалога науки и общества с каждым годом растет, рассказывает представитель оргкомитета фестиваля науки ДВО РАН координатор образовательных проектов и программ музея Института биологии моря Лилия Кондрашова. За один день фестиваль науки в Институте биологии моря посещают до 1000 человек, а в организации участвуют 90 сотрудников институтов ДВО РАН и 50 волонтеров, в основном студентов-­биологов ДВФУ. В этом году на фестиваль приехали дети из Артема, Фокино, Галенок, Лазо, Тернея и других отдаленных районов края, чтобы воспользоваться уникальной возможностью на одной площадке и за один день ознакомиться с направлением исследований всех дальневосточных институтов. Фестивали науки рассчитаны как раз на самую широкую аудиторию, и их цель – понятным и доступным языком рассказывать обществу, чем занимаются ученые, на что тратятся деньги налогоплательщиков, направляемые на развитие исследований, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. В зале можно послушать опытных специалистов в различных научных областях. Для младших школьников мы стараемся придумать такие формы работы, которые помогут показать, что такое наука, что происходит здесь, в Академгородке.Эстафету принял океанариумПять лет назад инициативу проведения фестиваля науки взял на себя музей Института биологии моря. За это время мероприятие завоевало огромную популярность и уже не может вместить всех желающих поучаствовать в нем, а также представить в большем объеме и лучшем качестве возможности институтов ДВО РАН. Развернуться, как положено для популяризации науки, здесь уже невозможно, и ученые надеются, что в следующем году фестиваль переедет на площадки научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум», который к тому времени уже планируется построить. Программа этого года завершилась церемонией передачи эстафеты фестиваля науки в добрые руки и здание «Приморского океанариума», который в будущем году станет основной фестивальной площадкой для институтов ДВО РАН. Лаборатории, учебные классы, видеозалы, оборудованные площадки прилегающей территории океанариума смогут принимать до 35 тысяч посетителей.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»