В чем наши проблемы?

С наступлением пика зимних холодов вновь обострилась социально-экономическая ситуация в шахтерских коллективах края, вызванная полугодовой задержкой выплаты заработной платы. Понятно, терпение российских трудящихся не безгранично, но настораживает то, что акции протеста, вплоть до перекрытия железной дороги и автомагистралей, намечены именно в период наиболее крепких морозов.

26 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №302 от 26 янв. 1998

С наступлением пика зимних холодов вновь обострилась социально-экономическая ситуация в шахтерских коллективах края, вызванная полугодовой задержкой выплаты заработной платы. Понятно, терпение российских трудящихся не безгранично, но настораживает то, что акции протеста, вплоть до перекрытия железной дороги и автомагистралей, намечены именно в период наиболее крепких морозов.

По моему мнению, причина забастовки шахтеров кроется в том, что в ТЭКе не хватает финансовых средств из-за того, что мэрия г. Владивостока и потребители, которые должны финансироваться из федерального бюджета, не платят за использованное тепло и электроэнергию. А суммы этих платежей огромные, превышающие 1,5 миллиарда деноминированных рублей. В то время как чистая задолженность по зарплате трудящихся ТЭКа составляет 262,2 миллиона деноминированных рублей.

Напрашивается вопрос: почему же краевая администрация, как вышестоящий орган, не наведет порядок с городскими платежами за тепло и электроэнергию?

Во-первых, потому, что по закону о местном самоуправлении краевые власти не имеют права вмешиваться в деятельность городской администрации, а мэрия г. Владивостока под разными предлогами уклоняется от решения проблем ТЭКа.

Что касается федеральных потребителей, а это в основном воинские части, другие военизированные организации, предприятия ВПК и телерадиопередающие центры, то непосредственно к их личному составу и служащим этих организаций нет претензий, так как они являются заложниками финансовой политики, проводимой правительством, и сами, как и шахтеры, месяцами не получают зарплату и другое довольствие, не говоря уже о платежах за тепло, воду, электроэнергию и т. д.

Но не могут же содержать армию и флот трудящиеся приморских шахт, заводов, электростанций, котельных и другие. А долг федеральных потребителей составляет около 700 миллионов деноминированных рублей и постоянно растет.

И в этом вопросе у администрации края связаны руки, так как в соответствии с указом президента РФ № 74 запрещено отключение объектов, обеспечивающих безопасность государства.

Более того, согласно указу президента РФ № 1129 от 1 августа 1996 года и постановлению правительства РФ № 903 от 21.07.97 г. администрации края рекомендуется не допускать вмешательства в оперативную деятельность энергоснабжающих организаций по регулированию режима электропотребления. Другими словами, не рекомендуется давать команды на отключение хронических неплательщиков за тепло и электроэнергию.

В последнее время в СМИ практически нет серьезных претензий к администрации края по вопросам деятельности энергетической и угольной отраслей края. Совместно с Минтопэнерго, АО “Дальэнерго”, “Приморскуглем” администрацией края проделана огромная работа по оздоровлению положения в ТЭКе. Открыты и действуют транзитные счета, куда поступают “живые” деньги от потребителей. Создан “ЛуТЭК”. Принята программа реструктуризации угольной отрасли Приморья. Краевые власти полностью рассчитались за себя и дотационные территории за потребленные тепло и свет. Даже явные оппоненты понимают, что администрация края сделала максимум возможного, что в ее силах, по решению проблем угольщиков и шахтеров и продолжает искать новые пути их решения.

А такие пути и неиспользованные возможности, безусловно, есть. Возьмем те же отношения с представителем президента РФ в Приморском крае Виктором Кондратовым. Ведь в соответствии с общеизвестным указом президента РФ от 4 июня 1997 года № 550 он обязан “координировать деятельность территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти Приморского края, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края по обеспечению нормализации обстановки в ТЭКе края”.

К сожалению, работа представителя президента РФ в Приморском крае свелась к предоставлению информации в одностороннем порядке со стороны департамента по ТЭКу администрации края. Практически все наши обращения за помощью к представителю президента РФ остаются без ответа.

Поэтому, может, через газету В. Кондратов подведет итоги своей работы по совместительству в должности представителя президента РФ в Приморском крае в 1997 году и все-таки ответит, как он намерен применить свои полномочия в наведении порядка в мэрии Владивостока по целевому использованию денежных средств городского бюджета и по обеспечению платежей городских и федеральных потребителей, особенно военных, за потребленное тепло и электроэнергию.

Автор: Владимир РУДЬ, вице-губернатор края