Прибыльная природа
Наследие саммита АТЭС может дать новый толчок к развитию туризма в крае, в частности – экологического
Во Владивостоке завершился V международный экологический форум «Приморье без границ». Мероприятие собрало более 600 участников из России, США, Японии, Республики Корея и многих других стран. Проблемы экологии оказались важными для самых разных слоев населения – представителей органов государственной власти, научных и высших учебных заведений, бизнеса, общественных организаций.Участники форума поговорили о развитии нано-экологии, экологического туризма и энерго-ресурсосбережения, повышении энергетической эффективности. Ключевой темой форума стал переход к «зеленой экономике», обеспечивающей экологическую безопасность.И экономику поднимут, и про экологию не забудут– На сегодняшний день нами реализуются проекты для улучшения экологической ситуации в Приморском крае, – отметил губернатор Приморья Сергей Дарькин. – Это перевод нашей котельной – ТЭЦ2 на газ, строительство очистных сооружений в краевой столице, которые полностью соберут стоки, что всю жизнь из города попадали в наши заливы. Ученые говорят, что в течение 5 лет, а я думаю, что в течение 10 лет точно, мы полностью очистим залив Петра Великого. Следующий экологический проект – это очистка и доставка в город Владивосток питьевой воды, я считаю, что это очень важно. Сейчас весь город перекопан – мы строим 100 километров канализационных сетей в городе Владивостоке и новый водовод. Не могу не сказать про полную утилизацию полигона твердых бытовых отходов – свалки, которая 30 лет дымила в городе, и про строительство нового современного завода по переработке ТБО, считаю, он один из лучших в нашей стране. Стоимость этих проектов – порядка 20 млрд рублей. Это реальные вещи, которые мы сделали за несколько последних лет. И я хочу, чтобы количество экологических проектов, реализуемых на территории всего края, только увеличивалось.Вице-губернатор Приморского края Виктор Мясник подчеркнул, что дальнейшее развитие края нужно рассматривать именно в соответствии с концепцией «зеленой экономики». По его мнению, применение новых технологий в сфере охраны окружающей среды позволит сохранить баланс между интенсивным развитием и экологической стабильностью. Также чиновник упомянул о еще одном векторе развития края.– Приморье обладает всеми возможностями для внедрения и использования традиционных возобновляемых источников энергии – энергии воды, солнца или ветра, – отметил он. – Сегодня в крае уже есть компании, которые работают в этом направлении. К слову, убедиться в этом смог каждый. В рамках форума была организована специализированная экспозиция, где были представлены стенды, содержащие любопытную для экологов информацию – об использовании возобновляемых источников энергии, как мы уже упоминали выше, о переводе на природный газ ТЭЦ1, ТЭЦ2, ТЦ «Северная»… Здесь же презентовались современные разработки в области экологии и популярные в Приморском крае эко-туры.Второй «Фукусимы» не допустятГоворя об экологических проблемах, нельзя было не вспомнить о трагедии, разыгравшейся на атомной электростанции «Фукусима1».– Никто из нас не застрахован от таких экологических катастроф, – отметил губернатор. – Вы все помните, что Приморский край был одним из тех регионов, жители которых могли ожидать последствий от этой аварии. Нами была проделана очень большая, хоть и невидимая работа. К счастью, мы не зафиксировали каких-либо отклонений от многолетних норм. Однако авария дала мощный импульс к усилению контроля за отслеживанием возможных катастроф. На сегодняшний день мы отрабатываем программу действий в случае цунами, землетрясения. Это те вещи, которые государство, заботящееся о своих гражданах, должно делать.Также по итогам работы форума стало известно, что в Приморском крае планируется создать центры радиационного мониторинга. Исследовательское судно ДВФУ «Профессор Кустинский» переоборудуют в специальный исследовательский центр. Научно-исследовательские экспедиции будут дважды в год выходить в Тихий океан и брать пробы воды и грунта, чтобы постоянно осуществлять радиационный контроль флоры и фауны Японского моря.Был сделан акцент, что такие масштабные проекты должны быть трансграничными, потому что экосистема Японского моря одна.– Вы знаете, что решением правительства создан новый заповедник, который будет называться «Леопардовый. Сейчас ведется работа, чтобы увеличилось финансирование, улучшилась охрана. Мы, со своей стороны, все проекты согласовываем c министерством природных ресурсов и экологии, чтобы наша стройка, наши дороги не задели ареал обитания леопарда. Ареал, к слову, распространяется на китайскую провинцию Цзилинь. Недавно на встрече с губернатором этой провинции я поднимал вопрос, что охранять популяцию нужно совместно.Эко-туризм худо-бедно, но живПожалуй, самым обсуждаемым на форуме стал вопрос развития в крае экологического туризма.На сегодняшний день в Приморье насчитывается немногим более 20 компаний, которые активно, в течение всего года, занимаются экологическим туризмом. Один из докладчиков сообщил, что его опрос, проведенный среди тур-организаций края, показал, что почти треть респондентов не испытывает интереса к организации экологического туризма. Потому что окупаемость средств, инвестируемых в этот вид деятельности, очень низкая.Но если бы только это. Факторов, сдерживающих мощное развитие эко-туризма в Приморье, очень много: это и отсутствие достаточной информационной базы, недостаточный уровень развития сервисной, дорожной инфраструктуры, высокое влияние сезонности на данный вид туризма, недостаток профессионально подготовленных кадров… К тому же не совсем ясно, есть ли спрос на такие услуги. А достаточного числа платежеспособного населения, которое может сформировать его, у нас также нет.Губернатор обратил внимание, что четырнадцать процентов территории Приморья – особо охраняемые земли, это в общем-то уникальная для России ситуация. Можно использовать эти территории, чтобы придать импульс развитию экологического туризма в крае.Правда, представители туркомпаний сообщили, что памятники природы и туробъекты – совсем не одно и то же. Большинство памятников создавалось для сохранения природных объектов, а не для их рекреационного использования. Более того – с некоторыми из них вообще нельзя этого делать.Кроме того, в крае большая проблема с транспортной доступностью. А знаковых туробъектов, привлекательных настолько, чтобы люди согласились преодолеть сотни километров, чтобы их увидеть, совсем не много.Так что в этом направлении придется еще очень много сделать. Благо поддержка краевых властей налицо.
Автор: Отдел новостей «В»