Оперная царица
Всемирно известный музыкальный театр представил приморскому зрителю новинку оперного искусства
Идя на «Царицу» Давида Тухманова, где-то в глубине души я ждала услышать нечто напоминающее «Тихо плещется волна, голубая лента…». Все-таки, как ни крути, он автор известных когда-то хитов «Песенка студента» и «Мой адрес – Советский Союз» Однако нет. Я услышала полноценную оперу в традициях Мусоргского, Глинки… И, знаете, разочарования не было. Немного истории. Как заметил режиссер Дмитрий Бертман, нынешнее появление «Царицы» на сцене есть не более чем результат стечения обстоятельств. Начнем с того, что Давид Тухманов написал произведение не на заказ, а для души. И, по большому счету, увидеть на сцене свое творение он особенно не надеялся. Во-первых, потому что ставить такой эпический спектакль – дело затратное, хлопотное – в общем, неблагодарное.Сам по себе проект был достаточно тяжелым – в нем задействовано огромное число исполнителей, он показывает отрывок времени, известный как золотой век Екатерины, славящийся своей помпезностью, монументальностью, внешним блеском, богатством. И для точной передачи духа времени необходимы соответствующие декорации и платья. Во-вторых, что греха таить, режиссеры предпочитают работать с классикой, такой как «Травиата», поскольку все сцены здесь давным-давно выверены и зафиксированы предыдущими поколениями, ноты расписаны, музыка издавна лежит в памяти людей, а самих авторов нет в живых, и претензии выслушивать не от кого. Так что, может, публика и не увидела никогда бы «Царицу», но однажды Лев Лещенко услышал произведение в домашнем исполнении. Другая случайность – это то, что среди друзей певца был бизнесмен и меценат Николай Цветков, которому Лещенко и рассказал о произведении.Постановка была задумана в формате «открытой оперы». В ее основе лежит абсолютно новое видение оперы как формы досуга, способной привлечь внимание самого широкого круга зрителей. Спектакль ставился с определенным смыслом – путешествовать по России, напитываться страной. Так что Владивосток – восьмой и последний город в длительном гастрольном турне. Для московского же театра «Геликон-опера» подобное путешествие – это в своем роде экзотика, поскольку обычный маршрут его гастролей – Париж, Рим, Лондон. Путешествует театр с размахом – 155 человек, 360 кубов декораций и костюмов. Огромный, почти бродвейский хор, который не только поет, но еще и танцует. Заглавная партия поделена на трех исполнительниц, поскольку спектакль охватывает всю жизнь Екатерины – с момента приезда в Россию до последних дней жизни.На предваряющей выступление «Геликон-опера» пресс-конференции режиссер Дмитрий Бертман обещал феерию, и мы ее получили. Огромные массивные декорации, имитирующие дворцовый интерьер, шикарные помпезные костюмы второй половины восемнадцатого века с фижмами, парики в виде кораблей. Между прочим, только Фике меняла платья шесть раз – я подсчитала.И, наконец, голоса – все три исполнительницы роли Екатерины великолепные сопрано, исполняющие тяжелейшие оперные партии без микрофонов, вживую. В роли великой княгини – прославившая страну в Ковент-Гардене, Опере Монреаля, на подмостках Оперы Басти в Париже Елена Семенова. В роли царицы-любовницы князя Потемкина – Елена Михайленко. И, наконец, (кстати, еще один приятный сюрприз для владивостокцев) в роли императрицы преклонных годов – обладательница драматического сопрано – право слово, шикарнейшего – Инна Звеняцкая, дочь руководителя нашего театра Горького Ефима Звеняцкого.Череда интриг, любовников, балов – три часа пролетели на одном дыхании. И было что-то символичное, воля ваша, в том, как в финале взлетела императрица Екатерина в виде памятника над сценой Горьковки.
Автор: Анжелина ШИЛАН