Ворота приморские, ключи – московские

В регионе практически не осталось морских торговых портов, которые бы не контролировались столичными корпорациями

27 сент. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3010 от 27 сент. 2011
29f284076b4ff496170a449b5d62113d.JPG

Станет ли Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) карманным портом FESCO, куда вкладывает миллионы один из крупнейших морских перевозчиков, и каково сидеть на двух креслах, рассказал журналистам новый генеральный директор ОАО «ВМТП», вице-президент ООО «Транспортная группа ФЕСКО» и управляющий директор ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП) Владимир Корчанов.Большая стройкаКак уже писал «В», нынешним летом партнерами FESCO в ОАО «ДВМП» было принято решение о выходе из стивидорного бизнеса. Принадлежащие им акции были приобретены независимыми инвесторами, при этом они делегировали FESCO стратегическое и оперативное управление компанией. По этой причине в руководстве ВМТП были произведены кадровые перестановки, и почти два месяца обязанности руководителя ВМТП временно исполнял Владимир Корчанов. На внеочередном годовом общем собрании акционеров ОАО «ВМТП», прошедшем 16 сентября, он был избран генеральным директором компании.Первым делом были развеяны опасения некоторых клиентов о том, что ВМТП станет карманным портом Транспортной группы FESCO. Новый менеджмент пришел к выводу, что ВМТП будет публичным, открытым для всех клиентов, хотя не скрывается, что интересы FESCO будут в приоритете. Однако ни о какой дискриминации речь не идет, порт будет принимать контейнерные линии и других перевозчиков. Задача ВМТП – задействовать свои площади на сто процентов, FESCO же, по расчетам нового менеджмента, способно загрузить не более 80 процентов контейнерных мощностей порта.– Нет необходимости узурпировать порт исключительно под грузы FESCO, это невыгодно, – заявил Владимир Корчанов. – Наш бизнес не ограничен масштабами Владивостока и даже Дальневосточным регионом. Пароходство предоставляет услуги по перевозке грузов и в Балтийском море, а в следующем году планируем открыть собственные маршрутные линии на Черном. Если мы помогаем кому-то здесь, то в ответ рассчитываем на конструктивный диалог с партнерами на той территории, где их позиции традиционно сильны.Тем временем во Владивостокском морском торговом порту сейчас идет большая стройка – модернизируются мощности, сносятся склады, построенные еще в прошлом веке, по последнему слову техники обустраиваются перевалочные площадки. – Предстоит реконструкция контейнерных терминалов – мы планируем объединить и расширить площадку под контейнеры, – перечисляет ремонтные работы новый генеральный директор ВМТП. – Намечено сделать единую зону таможенного контроля на весь порт. Обновляем перегрузочное оборудование – в следующем году придут два больших подъемных крана. Это мощная перегрузочная техника, очень дорогая: ее приобретение обошлось компании более чем в 700 млн рублей, но тем самым мы увеличим наши перевалочные мощности еще процентов на 40.Развитие контейнерных мощностей ВМТП – часть глобальной стратегии FESCO. Обновленный порт должен вписаться в выстраиваемую компанией современную логистическую цепочку, которая охватит всю страну морскими, железнодорожными и автомобильными перевозками.– Мы сейчас под Москвой строим огромный терминал на 200 тысяч контейнеров – самый современный и большой в Московской области, – озвучивает инвестиционные проекты вице-президент ООО «Транспортная группа ФЕСКО». – На эти цели заложено порядка 250 млн долларов.Также компания финансировала реконструкцию грузового терминала в Хабаровске, в Петропавловске­-Камчатском купили причал и приступили там к строительству контейнерного терминала. В планах строительство еще одного – уже в Екатеринбурге. Однако один из самых больших инвестиционных проектов впереди – есть намерение приобрести крупнейшего национального контейнерного железнодорожного оператора – компанию «ТрансКонтейнер». Для порта самое доходное дело – обработка контейнеров.Перегружаем все!На втором месте по значимости – автомобили и автотехника, на третьем – металлы, на четвертом – коксующийся уголь. Перевалка этих грузов составляет до 80 процентов загрузки порта. Всегда желанны зерновики – их ждут с распростертыми объятиями. В Дальневосточном регионе инфраструктура для погрузки зерна на экспорт осталась только в ВМТП, технологии Владивостокского порта позволяют уже сейчас ежегодно перевалить на экспорт до 1 млн тонн зерна. Однако в данное время оборудование задействовано по минимуму и в ближайшей перспективе превысить этот объем вряд ли получится. Если долговременные внешнеэкономические контракты позволят рассчитывать на объем перевалки в 57 миллионов тонн зерна ежегодно (согласно некоторым исследованиям потребность рынка зерна в Азиатско­-Тихоокеанском регионе составляет порядка 67 млн тонн), то ДВМП незамедлительно приступит к строительству зернового терминала в поту. Хотя это самое простое в инфраструктуре всего зернового комплекса. Эксперты отмечают, что начинать выстраивать логистику экспорта зерна надо с оборудования элеваторов в местах произрастания зерновых. Кроме того, необходимо построить специальные железнодорожные вагоны – зерновозы, порядка 1000 штук, все для того, чтобы закольцевать экспортный поток зерна в страны АТР. Чтобы обустроить всю инфраструктуру, потребуются большие средства, но проблема как раз не в деньгах. Существуют опасения, что проект так и останется невостребованным. Мало того что природа горазда на катаклизмы, так еще и правила игры на внешнем рынке могут в одночасье поменять. Прошлогоднее введение запрета на поставки зерна за рубеж тому яркий пример. В России много говорили о том, что готовы экспортировать и 10, и 20 миллионов тонн зерна, и даже больше, оповещали всех о намерениях построить зерновые терминалы в портах Ванино, Владивостокском морском торговом. Но из-за неурожая в одночасье поменяли решение.– У нас есть неуверенность, что производители зерна смогут гарантировать стабильную загрузку всей этой инфраструктуры на полную мощность, – заметил Владимир Корчанов. – Сильно уж наше сельское хозяйство от климата зависит. Но, хотя проект и рискованный, мы от него не отказываемся.Иду на «мы»…Стоит отметить, что, рассказывая о переменах, о задачах и проектах, которые ожидают компанию, Владимир Корчанов уже не разделял планы ВМТП и ДВМП, он говорил «мы». На вопрос журналистов, сложно ли руководить двумя крупными и значимыми для всего региона компаниями, каждая из которых требует большого внимания, Владимир Корчанов ответил, что «тяжело, но выполнимо». Покидать Дальневосточное морское пароходство, которому отдана большая часть жизни, он не намерен. Новая должность – продолжение политики FESCO укреплять свои позиции на «земле», которой Владимир Корчанов, как вице-президент ООО «Транспортная группа ФЕСКО», следует неукоснительно.Генеральный директор ВМТП заметил, что, возможно, в присоединившейся к структуре FESCO компании подвергнутся изменениям внутри-корпоративные регламенты, дабы сделать едиными управленческие стандарты холдинга. При этом сокращать трудовой коллектив, лишать их социальных гарантий никто не собирается.– Не в традициях FESCO что­-то ухудшать, – заявил Владимир Корчанов.