Одиннадцать лет! За что?

Адаптация первоклассника к новому окружению и режиму жизни начинается с первым уроком

21 сент. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3007 от 21 сент. 2011
683ae234cf540cd5e7b03cd89d86f4d9.jpg

Ребенок записан в школу, прописи на несколько листов заполнены, форма пошита… Ребенок к школе готовится заранее, многое знает и умеет для своих лет. И некоторые родители считают, что все основное для их чада сделано. Но это далеко не так. Как можно помочь первокласснику и что ни в коем случае нельзя делать в начальный период обучения, расскажет мамам и папам психолог Олег Сумарин.Какие характерные ошибки делают родители в первое время?Прежде всего нужно помнить о том, что поход ребенка в школу, тем более в первый класс, – это всегда стресс, неважно, каким образом ребенок на него реагирует: негативно или с радостью. Многое нужно сделать еще до начала сентября, однако и в самом начале первого учебного года можно совершить достаточно много ошибок, которые рано или поздно негативно скажутся на ребенке.Самый большой просчет родителей – это когда школа преподносится как наказание. Нередко родители говорят: «Вот ты пойдешь в школу, детство кончится, и будет то-то, то-то и то-то», а дитя, ожидая страшное, начнет испытывать определенное отвращение, еще даже толком не начав учиться. Также нельзя говорить о том, что учеба – это только труд. Нужно обязательно сказать и о положительных моментах. Например, о том, что ребенок становится взрослым, научится общаться, больше узнает, родители им будут гордиться.Стоит уделить особое внимание тому, что интересует взрослого в первую очередь после уроков. В идеальном варианте лучше спрашивать не «что ты получил сегодня?», а «что было интересного в школе?», «насколько было тебе интересно общаться со сверстниками?», «с кем бы ты хотел дружить?» То есть так сформулировать вопрос, чтобы подогреть у ребенка интерес к учебе. Семилетний малыш в большинстве случаев на такие вопросы отвечает с желанием, с готовностью. Если же без конца расспрашивать про оценки, про поведение, то это сформирует опять-таки отрицательное отношение к школе.Многие родители еще в период подготовки к школе и на начальном ее этапе мотивируют ребенка только на положительные оценки. Получается, что критерием учебы и знаний как для ребенка, так и для родителя служит оценка или похвала учителя. Это неверно. Даже какая-нибудь плохая отметка может являться стимулом к дальнейшему развитию. Допустим, ребенок получает «тройку». Тогда правильнее всего сказать: «Значит, у тебя есть возможность узнать этот предмет лучше». А если окажется, что ребенок по каким­-либо причинам не готов к школе? Как к этому относиться?Может оказаться и так, что ребенок недостаточно развит для школы. Некоторые родители настаивают на том, чтобы ребенок пошел в школу как можно раньше. Но тогда стоит найти такую школу, где существуют адаптированные методы занятий для таких ранних малышей. Если не получается найти школу с опытом работы с пяти, шестилетними, стоит подождать. Ребенок всего лишь ребенок, и то, как он развивается, как усваивает учебный процесс, зависит от родителей. Нужно выделять дополнительное время на различные занятия, чтобы школьник не отставал от уровня одногодок. Даже если на первых порах разрыв в уровне сокращается медленно, важно, чтобы родители все равно положительно оценивали ребенка. Ни в коем случае нельзя ругать, оскорблять ребенка!Очень важно поддерживать связь со школьным учителем и помнить, что учитель, особенно первый, не враг, а прежде всего друг и специалист, который видит, что происходит с ребенком.Известное изречение: доброе слово и кошке приятно…Нужно поощрять ребенка за достижения, стимулировать к проявлению самостоятельности. Но и стимулировать нужно с умом. Да, учеба – это труд, но в семье по-своему работают все, поэтому ребенка поощрять нужно скорее словом, чем материальными благами. Пусть ребенок знает, что он – молодец. Хорошо бы наглядно показать, как вы гордитесь им, сказав об этом в его присутствии. Например, вспомнить вслух, что он так хорошо выучил стихотворение, что его похвалили на уроке.Как делать первые домашние задания? У школьника должно быть свое рабочее место. Сначала домашнюю работу можно делать в игровой форме. Позже ученик может сам садиться за уроки, а родитель в это время пусть почитает свою книжку, как бы тоже делая домашнюю работу. Лучше всего будет выделить определенный час, когда они оба будут заниматься. Вопросы по ходу выполнения работы возникают у всех, и тут нужно объяснить и показать, как что делается, но при этом надо дать понять, что родитель – тоже человек и может ошибиться, что­-то забыть. Если ребенок знает что­-то, что не помнят мама и папа, стоит его за это похвалить.Стоит ли провожать ребенка в школу?Родители на первых порах часто сопровождают первоклассника в школу и из нее, но в то же время полезно приучать его самостоятельно закрывать дверь, одеваться, складывать портфель. Через какое-­то время, когда ребенок адаптируется, он будет уже меньше нуждаться в присмотре родителей.Как сформировать досуг ребенка после школы?Очень важно научить ребенка считать и ценить время. Для этого нужно помочь школьнику так сформировать свой день, чтобы успеть сделать уроки и чтобы оставалось время на любимое дело. Но оно должно даваться в качестве поощрения, потому что на первом месте всегда стоит учеба: «Ты хорошо поработал – можешь отдохнуть», а не наоборот.

Автор: Ольга ЮДИНА