Астрономические налоги для малого бизнеса

Известно, что заметную роль в насыщении рынка товарами и услугами играют малые предприятия.

22 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №300 от 22 янв. 1998

Известно, что заметную роль в насыщении рынка товарами и услугами играют малые предприятия.

Малый бизнес уже сегодня является источником стабильных поступлений в местный и федеральный бюджеты. Кроме того, малые предприятия создают новые рабочие места, способствуя разрешению проблемы безработицы в стране. Следовательно, поддержка и развитие малого предпринимательства должны быть в центре государственной политики. А как же обстоят дела на практике у нас в крае?

С выходом федерального закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29.12.95 многие руководители малых предприятий с надеждой стали смотреть в будущее. Ведь закон предвещал большие льготы предприятиям с предельной численностью работающих 15 человек и совокупным размером валовой выручки до стотысячекратного минимального размера оплаты труда (за исключением предприятий игорного и развлекательного бизнеса и некоторых других). Самый главный “плюс” - замена уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных, местных налогов уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организации. Еще одно преимущество - упрощенная форма ведения бухгалтерского учета и отчетности, то есть книга учета доходов и расходов должна заменить не только бухгалтерский баланс и приложения к нему, но и главную книгу, бесчисленное число журналов-ордеров, ведомостей, различных таблиц и сводов.

Насколько значимы эти нововведения для малого предприятия, объяснять излишне. Спросите любого бухгалтера, сколько рутинной, никому не нужной работы выполняет он, прежде чем составит отчет в налоговую инспекцию в виде солидного пакета документов. Конечно, можно облегчить работу бухгалтера и приобретя персональный компьютер и соответствующую программу. Но все это стоит немалых средств и не каждому малому предприятию по карману.

Дума Приморского края 27.03.96 утвердила ставку единого налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет, в размере 6,67 процента от валовой выручки (кроме этого следовало уплатить налог в федеральный бюджет 3,33 процента). Всего единый налог составил 10 процентов. Валовая выручка представляет собой сумму, полученную от реализации товаров (работ, услуг), имущества, внереализационных доходов, и посчитать ее, а следовательно, исчислить сумму единого налога может любой руководитель, даже не имеющий понятия о “дебете” и “кредите”.

Руководители многих малых предприятий долго не раздумывая написали заявления с просьбой перейти на упрощенную систему. Дело оставалось за малым: орган государственной власти субъекта РФ должен был установить стоимость патента, удостоверяющего право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы. Оплата стоимости патента являлась одновременно авансовым взносом единого налога.

Результат, однако, превзошел все ожидания. Постановлением губернатора Приморского края от 7.05.96 за № 283 были установлены такие ставки патента, что уплатить их явно не под силу предприятиям численностью до 15 человек. Судите сами: нижняя шкала, предназначенная для предприятий науки, культуры, искусства, народного образования, физкультуры и спорта, составила 40 млн. рублей (здесь и далее - данные в неденоминированных рублях. - Прим. ред.), а верхняя - для предприятий по ремонту и техобслуживанию легковых автомобилей, автостоянок - 250 млн. руб. Предприятиям торговли, средствам массовой информации предстояло при желании “выложить” 150 млн. руб., здравоохранения, транспорта - 110 млн. руб., промышленным предприятиям - 100 млн. руб. и т. п. Если деятельность вашего предприятия не попала в разряд перечисленных, то по статье “прочие” была установлена ставка патента в размере 130 млн. рублей. Причем следовало заплатить эти суммы лишь в первый год работы. В последующем ставки возрастали в среднем на 41,6 процента. Не представляет труда подсчитать, что малому предприятию для того, чтобы только отработать сумму патента, следовало иметь выручку соответственно от 400 миллионов до 2,5 млрд. рублей в год.

Трудно сказать, из каких расчетов исходили местные законодатели, утверждая такие астрономические ставки, но то, что в Приморском крае прогрессивный федеральный закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” остался лишь на бумаге, - это несомненно.

В заключение несколько цифр для сравнения. В Хабаровском крае стоимость патента для юридических лиц составляет 300-кратный размер минимальной месячной оплаты труда (25,5 млн. руб.), в Московской области - от 100- до 300-кратного размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от вида деятельности (соответственно от 8,3 млн. руб. до 25,5 млн. руб.). В Москве юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства патент выдается бесплатно.

Как говорится, комментарии излишни, а повод для размышления есть.

Автор: Марина ШУМСКИХ, аудитор, специально для "В"