ЕГЭ покажется цветочками

Министр Андрей Фурсенко заверил приморских учителей, что реформа школьного образования только начинается...

26 авг. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2993 от 26 авг. 2011
09770d213f0d6aeb300d27fae0662a78.JPG

Побывавший в Приморье с кратким, но весьма насыщенным визитом министр образования Андрей Фурсенко принял участие в краевой конференции учителей «Законодательное обеспечение системы образования Приморского края в условиях модернизации».Собственно, за столь суровым названием скрывается довольно простое содержание: на конференции педагоги со всего края – представители школ, средних специальных учебных заведений, вузов, Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также главы городов и районов Приморья – в основном обсуждали третью редакцию проекта закона об образовании. При этом дружно отмечали, что по сравнению с первой и второй редакцией это уже что­то – хотя бы можно понять. Как отметила Наталья Пуха, начальник управления образования администрации Арсеньевского городского округа, закон об образовании – взамен действительно устаревшего имеющегося – крайне необходим. И он должен стать основой для постоянного развития, для повышения уровня образования…Полицию – в каждую школуНа конференции выступали как педагоги¬практики, так и те, от кого зависят финансирование и стабильная работа системы образования, – представители законодательной и исполнительной власти.Губернатор Приморского края Сергей Дарькин сразу же заявил: он будет говорить как отец, чьи дети учились и учатся в школах Приморья. И тут же озвучил приятные новости – своего рода подарок школярам и педагогам к началу учебного года.– С 1 сентября, – сказал Сергей Михайлович, – в каждой школе будет дежурить наряд полиции. Дети – самое дорогое, что у нас есть, и мы должны научиться их защищать… Кроме того, губернатор напомнил, что с 1 сентября на 30 процентов повышается зарплата учителей. А все льготы сельских педагогов будут сохранены. Особое внимание администрация края будет уделять развитию воспитательной работы в школах и даже доплачивать за это. Не оставят без внимания и помощи молодых специалистов и одаренных детей.– XXI век предъявляет новые требования к качеству образования, к уровню подготовки специалистов, – сказал губернатор. – И мы обязаны быть к этому готовы. Наши дети должны обучаться по современным методикам в современных школах, а педагоги должны соответствовать вызовам времени. Методичкам 1974 года в школе, в институте переподготовки учителей делать просто нечего.Главная же задача современного образования, считает губернатор, в том, чтобы ребенок, который пошел в первый класс в Приморье, получил в нашем же крае среднее и высшее образование на уровне мировых стандартов.– Вот к этому и будем стремиться, в том числе с помощью нового закона об образовании, – подытожил Сергей Михайлович.Компьютеры есть, а толку?Несколько менее мажорную ноту внесло в работу конференции выступление председателя Законодательного Собрания Приморья Виктора Горчакова. Он напомнил, что самые серьезные требования сегодня предъявляются к качеству педагогического состава в школах, в техникумах, в вузах, а потому постоянное повышение квалификации должно стать нормой для педагога. Впрочем, как он заметил, не все зависит от учителя. – Недавно мы были в селе Многоудобном, – поделился Виктор Васильевич. – В нем не так давно открыли школу, где и компьютеры есть, и доступ к Интернету…Но канал связи настолько плохой, что фактически у школьников этого самого доступа нет. И здесь нужно много и серьезно работать…Коснулся Виктор Горчаков и проблемы малокомплектных школ – их определение отсутствует в новой редакции нового закона. Меж тем, считает спикер приморского парламента, для Приморья, да и для многих других регионов России подобные школы – важный аспект сохранения жизни на селе… Разработчики нового закона об образовании считают необходимым создавать базовые школы в крупных населенных пунктах, куда учеников будут, к примеру, доставлять автобусами. Но есть села, откуда довольно сложно добираться даже на автомобильном транспорте… И здесь нужно найти очень взвешенное, очень аккуратное решение, подчеркнул Виктор Горчаков.Три года крепостного права?Затем на трибуну стали выходить практики – среди выступающих были ректор ДВФУ Владимир Миклушевский, директор департамента образования и науки администрации Приморского края Виталий Оноприенко, ректор Приморского краевого института переподготовки и повышения квалификации работников образования Елена Григорьева, директор Дальневосточного технического колледжа Юрий Романько. Каждый из выступающих озвучивал те предложения и нормы, которые следовало бы закрепить в новом законе об образовании. И каждое их выступление высвечивало наиболее яркие проблемы в современном образовании, те места, в которых, как говорится, тонко, а потому и рвется.Виталий Оноприенко напомнил, что в новом законе надо бы оговорить понятие «школьный медицинский работник», а также прописать, кто конкретно отвечает за питание школьников, и выдвинул предложение, сорвавшее аплодисменты зала: студенты педагогических вузов, обучающиеся на бюджетной основе, должны по окончании учебы три года в обязательном порядке отработать в школе.Владимир Миклушевский в ответ заметил: мол, в России уже не одну сотню лет назад отменили крепостное право, а чтобы выпускники вузов охотно шли работать в школу, нужно создавать условия для работы, которые бы привлекали молодых – как с точки зрения зарплаты, так и с точки зрения престижа профессии. «Молодые часто не хотят идти работать в школу, потому что там замшело и отстало», – сказал ректор ДВФУ, и это замечание восторга в зале не вызвало. Юрий Романько сказал, что не следует рушить систему среднего специального образования, отдавая все на откуп вузам, в состав которых включаются колледжи и училища. Рабочие профессии – самая актуальная потребность рынка труда в России, напомнил Юрий Иванович и подчеркнул, что в Приморье сохранили систему ссузов, в которых можно получить 172 рабочие специальности…Каждый из выступающих говорил о наболевшем, но в одном сходились все: России действительно нужен новый закон об образовании, потому что имеющийся принимался в другой реальности, в других условиях, и сегодня существует невероятное количество подзаконных актов, регулирующих работу школы, и все это нуждается в упорядочении…Именно с констатации того, что новый закон об образовании будет отвечать нуждам сегодняшнего дня, и начал свое выступление на конференции Андрей Фурсенко, министр образования России.Плохо учишь? Вон из школы!– От услышанного на конференции, от встреч с работниками образования Приморского края остается позитивное ощущение, – уверил Андрей Александрович, – нет того чувства безнадежности, которое было еще пятьшесть назад. Работники образования многого ждут от нового закона – это я говорю, опираясь не только на встречи с приморскими педагогами, но и на встречи с их коллегами в Хабаровском крае, в Адыгее и других регионах. Обсуждаемый сегодня новый закон об образовании зафиксировал изменения, которые произошли в России, в том числе в сфере образования и в законодательстве, за последние 20 лет. Имеющийся сегодня закон уже очень сильно отставал от реальности. Зачастую проверяющие, которые очень любят заходить в наши школы и вузы, спрашивают руководство: почему вы делаете то или то, ведь это законодательно не прописано? Так вот, в сегодняшнем варианте закона многое внесено, многое учтено из того, что уже реально существует. Новый закон четко отвечает на вопрос, что имеет и что не имеет права делать образовательное учреждение. А также дает перспективы развития.Что мне кажется самым главным в законе об образовании? Он по своей сути не является внутрикорпоративным. Да, мы говорим, что закон должен определить статус учителя, организацию учебного процесса. Но в первую очередь закон должен быть ориентирован на то, что получит тот, кто учится. Поэтому закон должен зафиксировать права учащихся и четко высветить, каким образом в дальнейшем будет развиваться система образования. Андрей Фурсенко согласился с тем, что образование требует возрастающей поддержки и что пока финансирование этой отрасли нельзя назвать достаточным. Но тем не менее отметил: с каждым годом на образование выделяется все больше денег (к примеру, в 2005 году было выделено 800 миллионов рублей, сегодня – более двух триллионов). Но денег все равно недостаточно – на строительство новых школ, на ремонт, на новые технологии, на зарплату…– Да, эта проблема есть, – признал министр. – Однако не следует забывать, что у тех, кто работает в образовании, кто учит людей, есть большие обязательства перед обществом. Когда мы говорим, что не хватает денег, мы должны прекрасно понимать: деньги не берутся из воздуха. Они зарабатываются в экономике. А у нас экономика не самая эффективная, и мы все это прекрасно знаем. Производительность труда у нас довольно низкая. Люди не очень хорошо работают. Строго говоря, работают так, как научили. И цепочка, если вдуматься, довольно быстро замыкается и возвращается к тем, кто учит, как учит и чему учит.Сегодня школьников, студентов уже нельзя учить постарому. Поэтому мы меняем требования к преподавателям, учителям. Вводится не добровольная, а обязательная аттестация раз в пять лет, к этому добавляется обязательная переподготовка в институтах повышения квалификации, которые следует называть институтами развития образования и нацеливать именно на это. Если учитель не сможет пройти аттестацию, он должен искать другое место работы. Не в системе образования. Не в школе. Учитель должен учить хорошо, а если он этого не может, пусть занимается чем­то другим.Шок и трепетВыступление министра образования вызывало в зале – среди педагогов – живую реакцию. Было видно, что слова эти задевают, как говорится, за живое. Коснулся Андрей Фурсенко и тех проблем и предложений, которые были озвучены на конференции. В частности, он согласился с важностью развития института классных руководителей в школе, а также четко заявил, что нельзя заставлять выпускников вузов отрабатывать три года в школе. А также ошарашил присутствующих рассказом о том, что в большинстве регионов России выпускники педвузов просто не могут устроиться на работу в школу – нет мест. За свои рабочие места крепко держится старая гвардия, а последствия демографического спада, которые сейчас ощущает на себе школа, не дают поводов надеяться на открытие новых классов… Вот лет через пять, сказал министр, у нас, как сейчас с детскими садами, возникнет проблема со школами – учиться придет гораздо большее число детей. Тогда, возможно, выпускникам будет проще реализовать себя…Коснулся руководитель российского образования и проблемы – более чем актуальной для края – малокомплектных школ. И здесь собравшихся ему было нечем порадовать.– Закрытие малокомплектных школ – это не вопрос экономики, хотя они очень дорого стоят, – сказал министр. – Дело в качестве образования. В школе, в которой учится всего 15 человек, почти нереально обеспечить хорошее качество образования. Зачем же изначально ставить детей в заведомо проигрышные условия, в неравное положение с городскими сверстниками?Выступление министра краевые педагоги живо обсуждали в кулуарах конференции. Главное, что волновало всех учителей, чтобы новый закон об образовании стал действительно залогом развития школы, залогом позитивного движения вперед… Впрочем, что получится на практике, мы все увидим очень скоро.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ