Ремень или доброе слово

Воспитание детей: дурной пример заразителен

3 авг. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2979 от 3 авг. 2011
4738078a9f7885ce7a326888bfac28fd.jpg

Воспитание детей: дурной пример заразителен.Учителя и воспитатели в один голос говорят о том, что с современными детьми работать стало невероятно сложно. Предпринимаются меры на государственном уровне, разрабатываются новые образовательные стандарты, изобретаются методики раннего развития… Но все, кто хотя бы раз побывал в школе, детском саду или даже на обычной детской площадке, в один голос твердят: «Что же происходит с нынешними детьми? Ведь мы такими не были…»А иногда достаточно просто выглянуть в окно, чтобы увидеть предоставленных самих себе детишек, с упоением ломающих скамейку, преследующих беззащитного щенка, покуривающих (и где они только достают сигареты?!) лет в восемь-девять.Становится страшно за будущее нашего и без того не вполне здорового общества. «В такой стране живем», - пожимает плечами молодая мама, одной рукой качая коляску, другой выбрасывая на газон дымящийся окурок. И с этим подчас соглашаешься, забывая, что общество состоит из нас самих и дети растут не только в этой стране, но и в своей собственной семье.И из семьи они выносят гораздо больше, чем подчас кажется самим родителям. Нисколько не умаляя влияния социального окружения, попробуем разобраться в нюансах семейного воспитания и понять, чему учатся дети в своем собственном доме.Начало началКроха с первых дней чутко воспринимает эмоциональную обстановку в семье и буквально впитывает как губка нормы взаимодействия между людьми. Пока он не может по-настоящему разделить происходящее на «плохое» и «хорошее» - эти тонкости ему потом объяснят родители.Таким образом, не встречая практически никаких барьеров и накладываясь на генетически заданные особенности темперамента, окружающая психологическая среда определяет основные характеристики личности маленького человека.Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особое внимание первому году жизни ребенка. Самое главное в младенчестве - отношения мамы и малыша: ребенок ни в коем случае не должен чувствовать себя незащищенным или отвергнутым, мама для него не просто самое близкое существо, но и своеобразное продолжение самого себя.Очень многие психологические травмы, с которыми взрослые обращаются к психотерапевтам, были нанесены в самом раннем возрасте и связаны именно с эмоциональным отвержением. Однако помимо этого важнейшего взаимодействия с мамой ребенок видит, как родители общаются друг с другом, какие гости приходят в их дом, какая обстановка в целом. Спокойная, доброжелательная атмосфера в доме благоприятно скажется на развитии малыша.Бурные затяжные посиделки с друзьями, даже самые веселые, могут вызвать дискомфорт у чуткой крохи. Ссоры, скандалы и скрытые конфликты не останутся незамеченными. «Он еще ничего не понимает» - это заблуждение, давным-давно опровергнутое учеными!Когда подрастет, ребенок покажет неожиданными капризами, неврозами и неадекватным поведением, насколько хорошо он усвоил происходящее вокруг, когда был в «неосознанном» возрасте.В то же время, если в самом раннем возрасте ребенок впитал нормы доброго, чуткого взаимодействия, если родители сумели создать в доме атмосферу любви и безопасности, эти усилия ни в коем случае не пропадут даром и окажут незаменимую помощь на всех этапах развития и взросления маленького человека.Буду как папа!Нельзя забывать, что первейший и основной механизм получения и закрепления жизненного опыта ребенка - подражание. Как только ребенок начал воспринимать себя как отдельного маленького человека, у которого формируются собственные желания, уже есть привычки и усвоены первые нормы, он оглядывается вокруг в поиске подходящего объекта для подражания.Пока весь его мир - это родители и другие родственники, живущие «на его территории». Подражать им малыш будет ситуативно, всем понемножку, но наиболее значимый «объект», скорее всего, будет преобладать. Конечно, этот механизм остается с человеком не только в раннем детстве - и в саду, и в школе непременно найдутся люди, у которых ваш ребенок будет перенимать некоторые схемы поведения и мышления.Меняться будет направленность процесса подражания - в раннем детстве ребенок усваивает сами формы и схемы поведения, не вникая в содержание; но с возрастом мы начинаем перенимать у значимых окружающих людей смыслы, мотивы действий и поступков. И тот, самый первый образец для подражания, которым стали мама или папа, навсегда останется ключевым, решающим в жизни ребенка.Сразу стоит отметить, что воспринятое изначально как естественное, с возрастом действительно может подвергнуться переоценке. Взрослея, человек будет осознавать, что неадекватное или асоциальное поведение его родителей (ссоры, алкоголизм, неуважение друг к другу и окружающим, хамство, насилие) неправильно, ведь в итоге ребенок усваивает не только нормы нравственности своей семьи, но и общекультурные коды. Но очень велика вероятность, что усвоенная на подсознательном уровне модель, если и не будет воспроизводиться напрямую, продолжит неуловимо управлять поведением уже взрослого человека, обрекая его на постоянную борьбу с собой и сдерживание нездоровых поведенческих реакций. Механизм подражания с возрастом усложняется - если в раннем детстве я просто «хочу быть как папа», без каких­либо объяснений, то в старшем дошкольном возрасте эта аксиома уже начинает требовать объяснения «потому что».В школе механизм подражания усложнится противоречивым процессом социальной адаптации, так как будет хотеться одновременно «быть как все» и найти в себе что­то особенное, чем­то выделяться, при этом не конфликтуя с важной для ребенка социальной группой.Именно в младшем дошкольном возрасте мы в силах повлиять на еще не окрепшую систему этих самых внутренних критериев. Педагоги в этом отношении рекомендуют не лениться, ключевые воспитательные моменты выделять, подчеркивать, делать их яркими и однозначно понятными для ребенка.Механизм подражанияГрамотные родители успешно используют механизм подражания в игровых, «постановочных» ситуациях, в которых можно незаметно для малыша научить его здоровым схемам разрешения трудностей, выработать нужные качества.Здесь же идут в ход и сказочные сюжеты «Жил-был мальчик, похожий на тебя», и просмотр мультфильмов, в которых главные герои поступают «правильно» и «неправильно», с последующим обсуждением.Также энергичным родителям приходит на помощь театрализация. Например, прививая ребенку любовь к «домашним делам», мы превращаем каждое действие в маленький ритуал, то есть в четкую, яркую и запоминающуюся последовательность действий.Если готовим воскресный семейный обед вместе, обязательно стоит доверить малышу копирование маминых действий в миниатюре: например, подготовить маленькую цветную мисочку, где он будет месить настоящее тесто для фирменного маминого пирога, или посадить рядом, чтобы вместе заворачивать в блины аппетитную начинку… Вариантов масса.Кстати, уборку после приготовления тоже стоит включить в эту полезную игру! Так, процесс усвоения необходимых навыков будет проходить в интересной игровой форме. Главное - показать ребенку простые, доступные для подражания действия, подкрепить их яркими постоянными атрибутами и инструментами, которыми будет пользоваться сам малыш, и, конечно, запастись терпением: далеко не все будет получаться сразу и легко!Яйца учат курицу?Стоит помнить, что ребенок будет подражать не только «хорошему», которое мы будем целенаправленно и отрепетированно ему изображать. Он скопирует те мелочи, на которые мы даже не обращаем внимания, наши схемы поведения в повседневной жизни - как мы разговариваем с продавцами в магазине, с другими мамами в очереди к врачу, что мы делаем в автобусе или кафе, как поступаем в непредвиденных обстоятельствах.И именно в этом смысле мудрые родители учатся у своих детей - учатся лучшим моделям поведения, тому, что хотели бы увидеть в своих детях. Это обратная сторона действия механизма подражания: если мы хотим научить ребенка дисциплинированности, то это получится только в том случае, если сами мы не опаздываем, раскладываем аккуратно вещи, выполняем обещания и подчиняемся требованиям определенных ситуаций.Если воспитываем в ребенке вежливость - сами лишний раз удержимся от грубости, не забудем поздороваться и сказать «спасибо». Кстати, педагоги отмечают, что очень часто родители стесняются извиняться перед своим ребенком, даже когда осознают свою неправоту. Это крайне редко усваивается ребенком как установка «взрослый всегда прав» (хотя и она не слишком правильна, если по совести). Обычно отказ взрослого признать свою вину оставляет глубоко въедающееся чувство несправедливости и простое непонимание: «А почему я тогда должен?!»Так что не стесняйтесь извиняться и исправлять - это не только не повредит вашему авторитету, но и, напротив, упрочит ваши позиции как справедливого и честного взрослого.

Автор: Енья ТЕТЕРЕВЛЕВА