От такой цены даже рыба покраснеет

Лососевая путина стартовала успешно, но ничего не говорит о том, что рыбаки возьмут рекордный урожай

22 июль 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2973 от 22 июль 2011
b2781e23a0020c5ad9cafb8fb2f83714.JPG Лососевая путина стартовала успешно, но ничего не говорит о том, что рыбаки возьмут рекордный урожай.С начала путины объем добычи лососевых в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 67,6 тыс. тонн. Это превосходит показатель рекордного 2009 года на 6,9 процента. Однако, по мнению ученых, пока ничего не говорит о том, что нынешняя «красная» жатва станет урожайнее позапрошлогоднего года, когда выловили почти 540 тыс. тонн рыбы.Оперативные данные по текущему вылову лососевых огласил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. На днях он провел заседание штаба лососевой путины в режиме телефонно­селекторной связи. В совещании приняли участие руководители дальневосточных территориальных управлений Росрыболовства, отраслевых научно¬исследовательских институтов, главы субъектов Российской Федерации и представители Пограничной службы ФСБ.По данным центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству, основной улов взяли на Камчатке – свыше 59 тыс. тонн, что почти на 20 процентов больше того же периода 2009 года, когда путина была необычайно богатой. Рыбаки Чукотки освоили 157 тонн, а это почти в пять раз больше, чем за тот же период в год­рекордсмен. Выловы хабаровчан, сахалинцев и магаданцев несколько уступают уровню позапрошлого года. А число-то нынче не нашеВ Росрыболовстве надеются, что нынешняя лососевая путина будет успешней прошлогодней.– Ученые прогнозируют улов выше уровня прошлого года, – заявил в интервью одному из центральных СМИ руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. – Возможно, добыча повысится еще и на 10 процентов. Если будут нормальные заходы рыбы в реки, наберем 430¬440 тысяч тонн.Несмотря на динамичный старт, нынешняя «красная» путина, по прогнозам ученых, до уровня 2009 года никак не дотянет. В общем, по Дальневосточному бассейну на этот год наука рекомендует улов в объеме 403 тыс. тонн лососевых. В 2010¬м возможный вылов в 337 тыс. тонн был освоен практически полностью – рыбаки тогда взяли 325 тыс. тонн. – 96 процентов освоения рекомендованных объемов – это высокий уровень, редко бывает лучше, изредка по минтаю, – прокомментировал рыбацкий «фарт» тогдашний вылов лососевых представитель ТИНРО¬Центра. А вот для рыбацкой отрасли Приморья объемы лососевой путины традиционно незначительны. В этом году для приморской подзоны возможный вылов обозначен примерно в 300 тонн. На середину июля, по данным Приморского территориального управления Росрыболовства, добыто 3,4 тонны рыбы против 1,1 тонны на то же число 2009 года.Рекорды уловов 2009 г. не распространялись на наши воды: для подзоны Приморья более продуктивны в плане нереста как раз четные годы. Нечетные же удачны для других подзон ДВ бассейна. В «знаменитый» 2009-й наши рыбаки выловили всего 89,45 тонны из прогнозируемых 102 тонн. А вот в путину-2010 приморцы взяли 2433 тонны рыбы. Как отметили в ТИНРО-Центре, тогда заход лососевых в реки Приморья был почти в два раза больше, чем предполагалось изначально. Лосось напуган железной дорогой Между тем какие бы «урожаи» кеты, горбуши, симы, нерки, кижуча и чавычи в Дальневосточном бассейне рыбаки ни собирали, розничные цены на красную рыбу будут только расти. Одной из основных причин эксперты называют повышение транспортных расходов и тарифов на железнодорожные перевозки. Например, в июле железнодорожный тариф на транспортировку рыбы и рыбопродукции с Дальнего Востока увеличился в среднем на 10 процентов. По словам генерального директора ООО «Дальрыбпорт» Людмилы Талабаевой, в этом году около 100 тыс. тонн лососевых дальневосточные рыбаки планируют вывезти в Китай и около 40 тыс. тонн – Северным морским путем в Санкт-Петербург. – Рыбникам приходится это делать: уж очень высокие железнодорожные тарифы на перевозки с Дальнего Востока в центральные регионы, – отметила на недавно прошедшем во Владивостоке «круглом столе» на тему «Портовая инфраструктура: стратегия развития» Людмила Талабаева. – Кроме того, в разгар лососевой путины, когда рыба идет валом, не хватает железнодорожных рефрижераторных секций, пропускная способность самой железной дороги низкая. Рыбаки, избегая убытков, ищут другие пути отправки продукции из промыслового региона на запад страны. Мы много говорим о том, что российские уловы должны идти в отечественные рыбные порты, чтобы заполнить потребности внутреннего рынка, но для этого надо создавать соответствующие условия, и тогда рыбакам будет выгодно завозить рыбу в наши порты, а не в КНР.Возможно, да, скорее – нет Между тем, как отметил Андрей Крайний в ходе недавней встречи с главой правительства Владимиром Путиным, на прилавках магазинов доля отечественной рыбы и рыбопродуктов составляет уже 77 процентов. По словам Крайнего, возможно снижение розничных цен на рыбопродукцию на 15 процентов, при этом прибыль рыбодобытчиков затронута не будет. Оптимистичные прогнозы руководителя Росрыболовства основаны на том, что уловы российских рыбаков растут последние три года. И все же, как показывает статистика, рыба дорожает, несмотря на значительное увеличение объемов добычи. Руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов отмечает, что с начала года рыбопродукция возросла в цене на 10,4 процента. «В рейтинге по росту потребительских цен среди основных продуктов питания у рыбы по­прежнему пятое место», – цитирует слова аналитика ИА Nord-News.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»