Получить аттестат дуриком станет сложнее
18 июля стал дополнительным днем сдачи ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам для тех, кто по уважительным причинам не смог сдать экзамен раньше, и для тех, кто провалил экзамен по математике или по русскому языку
18 июля стал дополнительным днем сдачи ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам для тех, кто по уважительным причинам не смог сдать экзамен раньше, и для тех, кто провалил экзамен по математике или по русскому языку. В этом году Единый государственный экзамен сдавали 740 тысяч выпускников. Несмотря на то что обязательным ЕГЭ стал три года назад, без сбоев и нарушений не обошлось. Это опять вызвало вал критики и призывы отменить ЕГЭ. За комментарием мы обратились к председателю Государственной думы Борису Грызлову. –Борис Вячеславович, нужна ли корректировка законодательства о Едином государственном экзамене или на законодательном уровне вопрос полностью урегулирован?–На мой взгляд, на сегодняшний день все, что можно и нужно было сделать на законодательном уровне, сделано. Обеспечен доступ общественных наблюдателей, благодаря чему процедура проведения ЕГЭ стала прозрачней. На законодательном уровне усилен контроль за использованием различного рода технических средств, включая мобильные телефоны.В свое время я поддержал идею Единого государственного экзамена и не раскаиваюсь. ЕГЭ серьезно повышает шансы поступления в вуз для иногородних, не говоря уже о том, что семьи выпускников из отдаленных регионов экономят деньги на проезд к месту сдачи экзамена.В вузах моего родного города Санкт-Петербурга в 2004 году из общего числа первокурсников 42 процента были иногородние, а в 2009 году – 52 процента. В московских вузах в 2004 году было 23 процента иногородних студентов, а в 2009 году – уже порядка сорока процентов. И в прошлом, 2010 году этот рост продолжился.–И все-таки вопросов и претензий к ЕГЭ по-прежнему хватает. А в этом году добавились еще и многочисленные нарушения…–Не спорю, ЕГЭ не идеален. Дело в том, что идеальной формы оценки знаний не существует, во всяком случае, пока. Организация ЕГЭ пока далека от совершенства. Над этим надо работать. Но ЕГЭ более объективен, чем те экзамены, которые сдавали до его введения.Что касается нарушений с использованием технических средств, то нужно еще проанализировать и понять причины их появления: почему все это появилось вдруг и так сразу?–Раньше каждый выпускник в обязательном порядке получал аттестат. С введением ЕГЭ не всем удается на выходе получить документ об общем образовании, потому что есть такие, кто не набирает минимального количества баллов ни по математике, ни по русскому языку. Сколько человек в этом году могут не сдать ЕГЭ?–В прошлом году ЕГЭ не сдали чуть более двух процентов выпускников, в этом году, по предварительным прогнозам Рособрнадзора, несдавших будет тоже где-то около двух процентов. В процентном соотношении не много, а в абсолютном выражении это около 15 тысяч человек. И виной тому вовсе не Единый госэкзамен. Он просто отражает то, что есть на самом деле. Причины – невысокое качество преподавания и отсутствие мотивации у учеников.Прежняя система итоговой аттестации, когда школа учила и сама же оценивала свою работу, была в корне неверной. Собственно, она-то и расслабила и учителей, и учеников. Можно было десять лет валять дурака, потом разжалобить Марью Ивановну, получить «тройки» и аттестат о среднем образовании.Теперь получить аттестат дуриком будет все сложнее и сложнее. И это правильно. Надо это понять и честно работать – с первого по десятый класс.Школа, ЕГЭ, вузовские сессии – все это только подготовка к встрече с самым главным экзаменатором – жизнью. А ее не проведешь.–Нужно ли повышать требования к учителям?–Нужно. Без этого качество школьного образования не повысить. Слишком много зависит от учителя.Но одновременно с требованиями должны повышаться статус педагога и его зарплата. В ближайшие два года на эти цели из бюджета будет выделено 120 миллиардов рублей. Фонд оплаты труда школьных учителей планируется повысить в среднем на 30 процентов. Зарплата каждого конкретного учителя будет расти в зависимости от результатов его работы. Результаты – еще раз хочу это подчеркнуть – это не отметки в школьном журнале, а знания, умения, навыки.
Автор:
Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Госдумы РФ