Роковые неслучайности

Тайн у нашей страны все меньше, но от этого легче не становится

6 июль 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2963 от 6 июль 2011
e6f735c0614f0a30adaa3ffd3db2d76f.jpg Тайн у нашей страны все меньше, но от этого легче не становится.Публикация в нашей газете от 9 февраля с.г. об обстоятельствах авиакатастрофы, унесшей в феврале 1981 года жизни почти всего командования Тихоокеанского флота, вызвала большой резонанс. Многие читатели предлагают вернуться к истории страшного происшествия, случившегося в городе Пушкине, и прояснить оставшиеся загадки трагедии. Некоторые из них, преимущественно ветераны ТОФ, сообщили важные дополнения и уточнения, а также адреса, по которым можно продолжить изучение неразгаданных тайн катастрофы. Всем им автор выражает большую признательность. Вместе с тем читатели предлагают рассказать и о других нашумевших происшествиях, так или иначе связанных с Приморьем. Ведь в советское время все было покрыто завесой секретности, ни о чем таком, что могло бы бросить тень на «светлую и всепобеждающую поступь», не сообщалось в печати. Да что там в печати! Даже в повседневности приходилось говорить шепотом. Не дай бог станет известно о «нездоровом» интересе – не оберешься потом неприятностей.Читатели, в частности, спрашивают: что же все-таки произошло в начале 60-х годов на праздновании во Владивостоке Дня Военно-морского флота? Тогда говорили о случившейся страшной катастрофе, десятках погибших и даже были слухи о якобы диверсии…Нельзя, но надоДесятки лет это ЧП было покрыто непроницаемой завесой таинственности и недоступности. И только в последние годы картина стала проясняться.…28 июля 1963 года. На водной станции ТОФ по случаю торжеств собралась масса народу. Пожаловало все краевое партийно-советское руководство, командование Тихоокеанского флота. Над заливом низко плыли тучи. К 10 утра несколько распогодилось, но в любом случае обстановка, выражаясь авиационным языком, была нелетной. А ведь гвоздь праздничной программы - полет самолетов «Ту-16» непосредственно над водной станцией. Погода в Кневичах, где базировался полк морской авиации, стояла вполне сносной, вполне приемлема была видимость и в районе водной станции. А вот над Русским, где звенья должны были делать разворот, тучи никак не рассеивались. И когда самолеты оказались над островом, руководившему полетами и шедшему в головном звене командиру полка подполковнику Антипову стало ясно: ситуация крайне опасна. Доложил на землю, а отряду дал команду: всем рассредоточиться. Одно звено успело отвернуться и благополучно вернулось на базу. Но экипаж майора Виталия Удовицкого на какое-то мгновение выпустил ситуацию из-под контроля, и самолет врезался в командирский борт. Взорвались обе машины. Обломки «ТУ-16» упали на небольшой остров Елены и в воды залива. Погибли все члены экипажей - 12 человек. Кроме того, существует версия: упавшие на остров обломки вызвали пожар в жилых строениях и якобы даже были погибшие среди гражданского населения. Но эта версия еще требует своего подтверждения.Из Москвы спешно прибыла высокая комиссия. Проверяющие разбирались долго и дотошно. Было установлено, что ошибку, приведшую к непоправимым последствиям, совершил майор Удовицкий, промедливший с выполнением приказания командира полка. А посему – кого призывать к ответу?Как рассказывал автору этих строк один ветеран ТОФ, служивший в те годы на Русском, высокая комиссия прошлась исключительно «по верхам» - никаких серьезных оргвыводов. Хотя еще накануне праздника в авиаполку была получена метеосводка, предупреждавшая о невозможности полетов в ближайшие сутки. И тем не менее был отдан приказ поднять самолеты и «потешить» народ. Подполковник Антипов в последний момент пытался «разрулить» ситуацию, но… Здесь уже все начало складываться по закону Мэрфи: если что-то должно случиться, то обязательно случится. И еще. В ряде публикаций, появившихся в последнее время, почему-то не все сходится по составам экипажей. Это тем более досадно, что сегодня уже доподлинно известно, кто конкретно принимал участие в полете. Большую работу по уточнению фамилий провели активисты местного центра «Авиапоиск». Они не только установили имена погибших летчиков, но и позаботились об установке на одном из объектов Владивостокской крепости мемориальной доски с именами всех членов экипажей и сведениями об обстоятельствах катастрофы.Вот этот скорбный мартиролог, к слову, публикуемый в печати впервые: 1-й самолет:Виталий Удовицкий, майор, командир корабляЮрий Шилов, старший лейтенант, помощник командира Иван Пестуненко, штурманВладимир Деревянкин, старший лейтенант, штурман-операторВасилий Шаповал, капитан, командир огневых установокВиктор Карагодин, матрос, воздушный стрелок-радист 2-й самолет:Юрий Антипов, подполковник, командир корабляГеннадий Лисовенко, старший лейтенант, помощник командираЮрий Макеев, подполковник, штурманДмитрий Миронов, майор, штурман-операторГеоргий Борзилов, майор, командир огневых установокПетр Полюдов, майор, воздушный стрелок-радистНе разошлись на взлетной полосеВ 20-х числах сентября 1939 года все газеты мира вынесли на первые полосы сообщение: в Советском Союзе погиб самый результативный боевой летчик современности, герой военных кампаний в Испании и на Халхин-Голе Сергей Грицевец. Эта новость стала сенсационной, потому как девять месяцев назад произошла гибель Валерия Чкалова и общественность еще продолжала переваривать уход любимца Сталина и героя Америки. И тут вновь сногсшибательное известие……В июне 1934 года начинавший свой звездный путь летчик-истребитель Сергей Грицевец получил направление в одну из авиационных частей, дислоцировавшихся в Уссурийской области (был такой субъект на территории края в 30-40-хгодах. – Прим. авт.). Вскоре пошел на повышение - был назначен начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи. В 1935 году возглавил перелет шести истребителей «И-16» по маршруту Бочкарево - Спасск-Дальний - Хабаровск, завершив его за 3 часа 10 минут, что для того времени было немалым достижением…В июне 1938 года Грицевец в составе группы из 34 «самых-самых» асов улетает в Испанию и вскоре принимает боевое крещение. Только за один вылет он сбил семь франкистских самолетов. Английская газета «Дейли ньюс» посвятила его подвигу восторженный репортаж «Русский летчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости». В начале 1939 года Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. И старший лейтенант становится майором...Ему предлагают «непыльную» должность начальника Борисоглебской военной авиашколы им. Чкалова, но он снова рвется на Дальний Восток: летом 1939 года у Халхин-Гола заваривается каша – полномасштабный конфликт с милитаристской Японией. Грицевец летал на «И-16», затем командовал отдельной группой новых истребителей «И-153», лично сбил 12 японских самолетов.Первым в стране получил вторую Звезду Героя. И в эти годы он самый, выражаясь современным языком, культовый человек, кумир нации, всенародно любимый и почитаемый. И вдруг страшная, нелепая смерть. На аэродроме в своем самолете (а было это уже в его родной Белоруссии, под Оршей) майор Грицевец готовится к полету. Внезапно замечает, как по его взлетно-посадочной полосе несется навстречу только что севший самолет. Отвернуться - никакой возможности. Удар винтом – и мгновенная смерть.Рассказывают, когда о гибели Грицевца доложили Сталину, вождь рассвирепел: как такое могло случиться?Сплошь и рядом главу Советского государства обвиняют во всех смертных грехах: чрезмерной жестокости, слишком крутых методах руководства и, конечно, в репрессиях. Действительно, после гибели Чкалова, а затем и Грицевца последовали оргмеры по полной схеме: снятие, отдача под суд, расстрелы. Не собираюсь оправдывать вождя, даже мысли нет такой. Но если абстрагироваться и войти в положение лидера государства? Куда ни кинь - везде немыслимый бардак, в первую очередь технологический, исполнительский. Два величайших авиатора – Чкалов и Грицевец погибают в течение года, причем самым нелепым, непостижимым образом. К непоправимому исходу привело отсутствие ответственности, исполнительская дисциплина – на уровне колхозной артели. И это в авиации! Причем в отношении самых достойных, самых уважаемых людей страны - что тогда говорить о низших эшелонах?И все-таки снаряд в воронку падает дваждыПройдет много лет, почти четверть века, и опять все повторится – один к одному.В начале 60-х годов прошлого века страшная катастрофа произошла во время общевойсковых учений под Уссурийском – погиб командующий 5-й армией генерал-лейтенант Репин. Это был один из самых успешных военачальников не только на Дальнем Востоке: 5-я по праву считалась одной из лучших в стране армейских структур.Как указывает в своих мемуарах известный эмигрант-диссидент Петр Григоренко, «генерал-лейтенант Репин Александр Федорович был, безусловно, выдающимся военачальником и, очевидно, достиг бы высоких постов. Но нелепый случай оборвал его жизнь…»У генерала была привычка передвигаться только вертолетом. Даже если нужно недалеко и можно машиной или на специально стоявшем наготове вездеходе, командующий неизменно предпочитал вертолет. И однажды, покинув его, но не успев отойти, он погиб: командир вертолета запустил мотор, и генерал попал под вертящееся крыло. Ему срезало голову…Меры, конечно, были приняты: кого-то сняли, кого-то передвинули. В общем, традиционный косметический марафет… Вот о чем хотелось бы сказать. Уже более полувека нет никаких репрессий, гонений, колымских и прочих сценариев. Тогда шли на крайние меры – вплоть до стенки. Увы, не помогало. Впоследствии сделали поворот на 180 градусов – упор на человеческий фактор, на сознательность, доверие. Не стало репрессивной машины, не надо было трястись, а результат, как видим, все тот же…

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ