Кошелек на ножках

Собственно, в этот магазин товаров для детей, входящий в большую сеть, я зашла за подарком для малыша подруги, к которой собиралась в гости

14 июнь 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2949 от 14 июнь 2011
11aab55205e82703962219a0f9806c03.jpg Собственно, в этот магазин товаров для детей, входящий в большую сеть, я зашла за подарком для малыша подруги, к которой собиралась в гости.Стоил подарок что­то около 200 рублей. Увидев в моих руках тысячу, кассир как­то вся растрепушилась, поникла и заныла: «А мельче у вас нету, мельче нету?». Увы, мельче не было…Далее началось что­то запредельное. Кассир сидела и смотрела вдаль стеклянным взглядом, сзади скапливалась очередь. На просьбу продолжить обслуживание процедила: «У меня сдачи нет». И снова уставилась в одну точку, надеясь, видимо, что я рассосусь или сгину… Все еще вежливо напоминаю девушке, что мне нужна моя покупка, вот деньги… Девушка открывает рот… Каюсь, читатель, но после фразы кассирши «А вы пойдите на улицу, может, там вам кто разменяет» я уже на повышенной ноте потребовала немедленно вызвать в торговый зал администратора. Кассирша встала и куда-то поплелась. Через 10 минут (!) она пришла – такая же сонная, но с пачкой мелких купюр. Швырнула мне сдачу.А я по дороге к подруге вспоминала, как в других странах: в США, в Японии, в Южной Корее, да даже в Китае – поступали продавцы и кассиры, когда мне приходилось расплачиваться крупными купюрами. Вот ни разу мне не предложили «пойти на улицу разменять», ни разу даже не заикнулись про «а нету ли помельче, а дайте еще три рубля, тогда я вам дам круглую сумму, а у меня нет сдачи». Этой проблемы вообще не возникало. Покупатель берет товар, платит – дело продавца и администрации магазина, как найти сдачу…Конечно, нашей торговле далеко до забугорной. По большому счету, наши розничные предприятия только переименовались в «бутики» или «супермаркеты», а остались – глубоко советскими «гамазинами». Фантик­то покрасивее стал, а начинка ни капли не изменилась, все то же гадкое повидло…Вспомните, как мы умиляемся, если нам вдруг в магазине попадается вежливый услужливый продавец, который и подскажет, и поможет; которого не надо сто раз окликать и двести раз просить подойти; который не процедит: «У нас нет вашего размера» или «Вы что, не видите, я деньги считаю!»… Как радуемся, если консультант в торговом зале на вопрос: «А где у вас тут…» не рукой махнет: воооон туда вам, налево, там через три стенда найдете, а отведет, расскажет… Умиляемся, восторгаемся тому, что вообще¬то должны считать обыденным, само собой разумеющимся, привычным…Уже и говорить не буду о том, что происходит, если покупатель пытается сдать некачественный товар или защитить свои права. На него спускают всех собак: как так? Кто он такой? Кошелек на ножках: говори тихо, плати много, уходи быстро… И когда наша торговля изменится – не знаю. Может быть, вирус «советико» вообще никогда из нее не выветрится…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ