Неинтересный кальмар?
Российский закон не позволяет нашим рыбакам оформлять суда-кальмароловы
Российский закон не позволяет нашим рыбакам оформлять суда-кальмароловыВ приморской подзоне практически не ведется лов кальмара. Наука рекомендует к вылову порядка ста тысяч тонн полезного и вкусного головоногого моллюска, наши же рыбаки выбирают от силы лишь 5 тысяч тонн. На приморских рынках преобладает продукция из Китая. Рыбаки из Поднебесной выходят на промысел в Перу, на своих предприятиях перерабатывают кальмар в полуфабрикат и готовую продукцию (например, стружку) везут в Россию. Отсюда его дороговизна и нежелание торговли брать на реализацию товар, отпугивающий покупателей непрерывным ростом цен на него. Вялый интерес местных рыбаков к кальмару сами ученые объясняют тем, что подзона Приморья имеет достаточный промысловый запас других ценных видов, поэтому сложно переориентировать рыбопромышленников на вылов тихоокеанского кальмара. Именно этот вид обитает в прибрежных водах, и его добыча требует особого оборудования.– Небольшое освоение тихоокеанского кальмара можно объяснить несколько другими условиями промысла, которые, возможно, и отпугивают рыбаков, – считает заведующий лабораторией ресурсов пелагиали, кандидат биологических наук Виталий Дударев. – Если командорский кальмар можно отлавливать донным тралом, поскольку он в некоторые периоды жизни обитает на дне, то для тихоокеанского кальмара нужно специфическое оборудование – специальные вертикальные ярусы и освещение (для приманивания кальмара), поскольку этот вид – пелагический (обитатель верхних и средних водных толщ). Данное оборудование не является дорогостоящим и вполне может быть установлено на среднетоннажных и малотоннажных судах, однако оно не подходит для промысла других гидробионтов. Приморские рыбопромышленники говорят, что и рады бы вести прибрежный лов кальмара и загружать местные перерабатывающие береговые заводы, но нет флота. Свои суда не строятся по причине дороговизны, а бэушные, завезенные из соседних стран, вроде бы и по деньгам, но оформить их по правилам действующего российского законодательства весьма проблематично, вернее, невозможно. – Судакальмароловы, которые везут из Японии, Кореи и Китая, – это маломерный флот, с пластиковым корпусом, рассчитан на экипаж численностью 2-3 чело-века, – рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов. – Использовать на лове кальмара более мощные плавсредства крайне неэффективно. В итоге из-за отсутствия флота наши предприятия практически не занимаются промыслом кальмара. Жаль, это сырье весьма востребовано нашими перерабатывающими береговыми заводами.Ранее маломерные промысловые суда регистрировались в администрации морского рыбного порта. После его объединения с администрацией Владивостокского морского торгового порта, прошедшей в связи с выходом в 2007 году ФЗ №261 «О морских портах в РФ…», оформление маломерных судов было приведено в соответствие с требованиями законодательства. Реформы заметно усложнили жизнь рыбопромышленников.Дело в том, что свидетельство о годности к плаванию, без которого в море порт не выпустит, выдается органом, осуществляющим технический надзор за суд-ном. Кодекс торгового мореплавания РФ определяет, что для судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт такое освидетельствование проводит Морской регистр РФ. Прогулочные и спортивные плавсредства регистрируются в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Ни к одной из этих категорий не относятся небольшие рыбопромысловые суда мощностью до 55 киловатт, они оказались в правовой яме. Как отметил представитель ГИМС, последние 57 лет экспертами обсуждается вопрос о необходимости создания специального отдела при администрации капитана порта, который занимался бы регистрацией этого вида флота. Но последнее слово в решении этого вопроса за министерством транспорта, а там, очевидно, не спешат его сказать. КстатиПриморская прибрежка начала получать матпомощь.Оказать существенную поддержку развитию прибрежки призвана краевая долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка развития береговой рыбопереработки в Приморском крае».– Два года назад в прибрежной подзоне Приморья наша компания двумя специально оборудованными судами добыла 40 тонн кальмара, в прошлом году – 200 тонн, – рассказывает генеральный директор ООО «Акватехнологии» Сергей Слепченко. – В этой подзоне мы видим большой потенциал, и в планах нашего предприятия – приобретение еще 34 шхун. Тем самым мы надеемся довести вылов к 2013 году до полутора-двух тысяч тонн кальмара. В основном все добытые в прибрежной зоне биоресурсы остаются в Приморье и перерабатываются береговыми предприятиями, и здесь мы нашли поддержку в лице администрации Приморского края. Наш край – единственный регион в России, где принята такая программа. Программа реализуется с января этого года, и, как сообщили в управлении рыбного хозяйства края, участникам программы уже поступили первые выплаты. Так, 1,9 миллиона рублей получило ООО «Австралийский дом», около 4 миллионов рублей перечислено компании ООО «Акватехнологии».Напомним, программа принята по инициативе губернатора края Сергея Дарькина. Общий объем финансирования за счет средств краевого бюджета составляет 689 миллионов рублей. В 2011 году выделено 189 миллионов. Большая часть средств, а именно 185 миллионов рублей, приходится на субсидирование части затрат по производству продукции. Еще 4 миллиона рублей – средства на возмещение части процентной ставки по кредитам, взятым на приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию производства. На участие в программе уже поданы заявки от 20 компаний. Получить компенсации может любое предприятие рыбохозяйственного комплекса, работающее и зарегистрированное на территории Приморья, не имеющее долгов перед бюджетами. Краевая администрация дотирует прибрежку в размере полутора и выше рублей за каждый выпущенный килограмм рыбы в зависимости от степени обработки сырья.
Автор:
Александр КАРАСЁВ «Владивосток»