Корми меня по-московски
Столичные эксперты оценили уровень ресторанного бизнеса Приморья как заваривание теплой водой из-под крана просроченной лапши «Доширак»
Столичные эксперты оценили уровень ресторанного бизнеса Приморья как заваривание теплой водой из-под крана просроченной лапши «Доширак».Об угрозе столичной оккупации Владивостока заявил московский советник по стратегическому консалтингу крупных ресторанных сетей Денис Яхно на VII Дальневосточном конгрессе рестораторов и отельеров.По словам заезжего консультанта, приморский ресторанный рынок скоро ожидает приход новых – более крупных и маститых игроков. И не только из¬за откровенно слабого уровня услуг наших рестораторов и отельеров. Просто недвижимость у нас намного дешевле. К примеру, аренда помещения более-менее приличного общепитовского заведения во Владивостоке стоит около 500 тыс. рублей в месяц, в Москве же – 40 тыс. евро. Или около 1,6 млн рублей по курсу Центробанка. Немалую роль играет и подорожание в столице сырья: за короткое время цены взлетели вверх на 30 процентов. Столичные рестораторы почему-то уверены, что у нас с этим делом ситуация получше…Столичные аппетиты– Я хотел бы обрисовать ситуацию, которая складывается у нас на сегодняшний день в Москве, – говорит Денис Яхно. – В последнее время затраты на ресторанный бизнес растут очень сильно. А доходность падает просто катастрофическими темпами. Сейчас чистая прибыль крупной ресторанной сети составляет 15 процентов, хотя еще полгода назад она была на семь процентов больше. Получается, что сетевики работают только на свою репутацию. Поэтому они планируют оптимизацию ситуации. И если сегодня приморские рестораторы конкурируют лишь между собой, то в скором времени будут бороться с москвичами. А надежды на победу у вас призрачные: ресторанный бизнес Приморья отстает от московского абсолютно по всем параметрам и находится на уровне далеких 90-х годов. Пройдет время, и вы поймете, что такое конкуренция, – вам придется воевать со зверьми.Ситуацию, конечно, столичный гость нарисовал аховую. Но не надо забывать, что для развития малого и среднего бизнеса существует много инструментов поддержки. В краевой и городской администрациях действуют программы, по которым предпринимателям могут, к примеру, субсидировать до 50 процентов средств, затраченных на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, приобретение оборудования с помощью лизинга, а также возместить часть процентной ставки по кредиту. Программами воспользовались уже несколько сотен приморских бизнесменов.Есть еще программа поддержки консалтинга Европейского банка реконструкции и развития, по которой предпринимателям предоставляется возможность возвратить до 50 процентов стоимости консультационного проекта.– Для этой программы деньги напрямую из банка не идут, – рассказывает куратор БАС¬программы ЕБРР на Дальнем Востоке Ирина Тахтеева, – а поступают из страндоноров. Донором Дальнего Востока является Япония: каждый год на протяжении семи лет выделяется 60 тысяч евро. Деньги предназначены трем регионам – Хабаровскому краю, Сахалину и Приморью.Меню для саммитаВыслушав свои безрадостные перспективы, приморские рестораторы решили обсудить более насущный вопрос: насколько индустрия гостеприимства готова к предстоящему саммиту АТЭС. По словам директора департамента экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Приморского края Николая Дубинина, нельзя создать инфраструктуру международного уровня без применения передового опыта в сфере индустрии гостеприимства и выработки единой позиции в вопросе стандартов обслуживания.– Индустрия гостеприимства должна выйти на новый уровень развития, – согласен с ним президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев. – Прежде всего надо понять, насколько нынешнее состояние гостеприимства совпадает с необходимым и над какими вопросами нам предстоит еще работать.Как выяснилось, наши рестораторы в первую очередь обеспокоены качеством продуктов, из которых предстоит готовить блюда для взыскательных гостей саммита. – Когда мы организовывали мероприятие со столичными поварами, – вспоминает Роман Иванищев, – то все продукты они везли с собой, потому как качество нашей продукции оставляло желать лучшего. У нас москвичи пользовались разве что приправами. Сейчас эта проблема решена – у нас есть поставщики качественных товаров. Но появилась другая проблема – нехватка англоязычного персонала. Мало того, даже меню на двух языках – русском и английском – есть далеко не во всех ресторанах. В июле во Владивостоке пройдет чемпионат по тхеквондо, и как обслуживать международные команды – непонятно, как бы это смешно ни звучало. Будем приставлять к официантам переводчика, для чего придется привлекать волонтеров из вузов.После обсуждения проблем участники конгресса перешли к делам практическим. Французский шефповар Эрик Ле Прово провел для приморских поваров мастер-класс по модной современной кухне и продемонстрировал секреты приготовления своих 20 авторских блюд. Директор по персоналу ООО «БиЭсБи Медиа» Анна Рязанова рассказала об управлении качеством сервиса на предприятиях общественного питания, а консультант компании «Перформия СНГ» Ирина Высоцкая помогла рестораторам разобраться с вопросами мотивации персонала. Отметим, что все мероприятия конгресса прошли на территории Владивостокского университета экономики и сервиса.
Автор:
Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»