Бесплатные госуслуги - только в мышеловке?
Одну из наиболее одиозных российских реформ федералы обсудили во Владивостоке
Одну из наиболее одиозных российских реформ федералы обсудили во ВладивостокеСовещание Министерства финансов России, прошедшее на прошлой неделе на базе Дальневосточного федерального университета, получило высокий статус: в нем приняли участие представители администраций девяти регионов Дальнего Востока, семи федеральных министерств и ведомств. Высокопоставленные чиновники России два дня обсуждали во Владивостоке ход реформы в деле оказания государственных и муниципальных услуг в субъектах федерации, предписанных федеральным законом № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Кстати, у истоков создания этого закона, который вступил в силу 8 мая 2010 года, стоял ректор ДВФУ Владимир Миклушевский еще в свою бытность заместителем министра образования и науки РФ. Возможно, именно поэтому Дальневосточный федеральный университет выбран в качестве площадки для проведения масштабного совещания...Несмотря на скучное протокольное название, федеральный закон № 83¬ФЗ эксперты считают «прорывным». Впервые законодателем детально прописано, какие услуги предоставляются населению бесплатно, а какие – за деньги. Как утверждают аналитики, ФЗ принципиально изменит отношения между государством и потребителями государственных и муниципальных услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта. То есть того сервиса, с которым мы сталкиваемся каждый день и получение которого гарантирует нам Конституция. Но кто, скажите, знает конкретно, чего и сколько он должен получить, не тратясь из своего кармана, в больнице, школе, вузе? А получив, много ли довольных качеством государственного сервиса? К примеру, на каком уровне школа должна обеспечить, не отсылая учеников поголовно к репетиторам, скажем, знание иностранного языка?– Многие граждане вообще не знают, за что они платят налоги, – заявила заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. – На какое же качество и на какой объем бесплатных услуг мы можем рассчитывать? Когда мы ведем ребенка в школу, мы не можем сказать, что именно нам должна дать школа – бальные танцы или три языка. Разве мы можем быть удовлетворены тем, что младшие школьники, занимаясь 20 часов в неделю (больше по санитарным нормам не положено) в муниципальном образовательном учреждении, после уроков вынуждены идти к репетиторам, чтобы на стороне добирать знания, но уже за деньги. Подобная ситуация характерна не только для образования, но и практически для всей сферы социальных услуг. Эксперты надеются, что решить проблему позволит реализация ФЗ № 83. Норматив говорит о том, что нужно определить конкретные государственные услуги, за которые граждане платят налоги, а также стандарты их предоставления. Для этого закон определяет следующие пути: определение полного перечня всех государственных и муниципальных услуг, внедрение принципов госзаданий для учреждений на оказание услуг, совершенствование механизмов финансирования, мотивация руководства и работников государственных и муниципальных учреждений на результат, полные отчеты о выполнении государственных заданий, расходовании средств на общедоступных сайтах.Опыт применения закона на практике и обсуждали государевы люди из Москвы совместно с представителями администраций дальневосточных регионов. О преимуществах нововведения, которое уже применятся на практике, рассказал ректор ДВФУ Владимир Миклушевский. – Федеральный закон № 83 дал возможность создавать новые типы учреждений, в том числе и автономные, которым дан ряд преференций, – отметил Владимир Владимирович. – Так, например, автономному учреждению можно не проводить конкурсы, как того требует федеральный закон № 94. Как отметил заместитель министра образования и науки РФ Сергей Иванец, ФЗ № 83 предусматривает расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений. Так, одно из нововведений заключается в том, что полученные доходы не являются доходами бюджета, следовательно, они остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей, ради которых учреждение создано. Кроме того, предусмотрено расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества), самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета.
Автор:
Александр КАРАСЁВ «Владивосток»