Коммунальные СМСки

Перспективы развития мобильных платежей в Приморье обсудили банкиры и операторы сотовой связи

21 апр. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2920 от 21 апр. 2011
Перспективы развития мобильных платежей в Приморье обсудили банкиры и операторы сотовой связиОператоры сотовой связи расширяют спектр своих услуг и уже осваивают банковские операции. Мобильный телефон наделен функцией платежного терминала: установив специальное приложение, владельцы трубки могут оплачивать услуги третьих лиц посредством своей банковской карты или с лицевого абонентского счета. При этом банкиры не боятся вторжения на свою территорию чужаков: они называют сотовых операторов партнерами и пока не видят в них конкурентов. Но оптимистичный настрой и тех, и других омрачает недоверие населения к высоким технологиям и нежелание потребителей разбираться в них. В мобильнике и почта, и сберкассаНакануне во Владивостоке банкиры и сотовики обсудили возможности мобильной коммерции. Финансисты отмечают, что все больше россиян используют возможности высоких технологий для проведения платежей. Так, по данным Банка России, количество счетов в отечественных банках, которыми физлица управляют через Интернет, в 2010 году увеличилось в 1,8 раза и достигло 10,3 млн, а с доступом посредством мобильного телефона возросло вдвое и превысило 8 млн. По оценке Национальной ассоциации участников электронной торговли, российский рынок моментальных платежей в 2010 году превысил 700 млрд рублей, 6 млрд из которых пришлось на трех крупнейших в стране операторов мобильной связи, известных как «большая тройка». МТС, Билайн и Мегафон предлагают своим абонентам сервисы, позволяющие оплачивать со своего сотового телефона услуги мобильной и проводной связи, коммуналку, кабельное телевидение, доступ в Интернет, счета за электроэнергию, штрафы ГИБДД, приобретение авиабилетов и другое. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» еще в 2008 году запустило подобную услугу, и, как утверждает директор МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Алексей Сальва, число пользователей мобильной коммерцией только растет. – За прошедший год в три раза увеличилось число клиентов, использующих мобильные платежи, – приводит оптимистичные цифры Алексей Сальва, – с начала 2011 года оно возрастает ежемесячно на 40 процентов. По его мнению, столь динамичный прирост дает очевидные преимущества проведения моментальных платежей: воспользоваться сервисом можно в любое время суток там, где работает сеть мобильной связи. Зачисление средств проходит в режиме реального времени. Немаловажно, что комиссия банка­партнера в большинстве случаев не взимается или не превышает 2,5 процента. Это ниже, чем в платежных терминалах и банкоматах сторонних банков. Правда, есть и ограничения: по максимальной сумме проводимых платежей, их количеству в сутки, в неделю, по минимальному остатку на лицевом счете. Но все это не столь существенно, чтобы стопорить развитие рынка мобильных платежей. А он, несмотря на свои преимущества, все же явно узок. Монополия – враг развития?Осваивать все возможности мобильного банкомата граждане не спешат. Из всех проведенных платежей 68 процентов пришлось на оплату услуг самой сотовой связи. Еще 16 процентов альтернативным способом оплатили домашний Интернет и кабельное телевидение; и лишь столько же процентов с помощью сотовых телефонов расплачивались за прочие возможные сервисы. – Главным фактором, сдерживающим развитие мобильных платежей, является слабая готовность к высоким технологиям некоторых участников рынка, в особенности производителей услуг, – сетует коммерческий директор МТС по работе с розничным рынком в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири Игорь Егоров. – Мы внедряем высокие технологии, позволяющие проводить моментальные платежи, но готовы ли конечные производители услуг осваивать и поддерживать альтернативные каналы приема платежей? Компании-­монополисты пока не слишком озабочены проблемой лояльности потребителей: клиентам менять их не на кого, а потому тратиться на модернизацию и новшества, повышающие качество своего сервиса, им нет нужды. Игнорируя потребности своих клиентов, монополисты и существующие­то программы начисления и учета платежей «до ума» довести не могут. Дошло до того, что губернатор Приморья Сергей Дарькин потребовал максимально упростить для населения форму квитанций по оплате жилищно­коммунальных услуг, чтобы содержание платежек было понятно людям. Другая, не менее важная проблема – недоверие потребителей к безопасности проведения мобильных платежей и неготовность большинства населения к техническому самообразованию. В середине 90¬х прошлого века финансисты в Приморье приступили к массовому внедрению карточных проектов – безналичных способов платежей для населения. В 1995 году с помощью пластиковых карт было совершено полпроцента из всех проводимых банками платежей физлиц. В 2010 году объемы подобного расчета достигли 15 процентов. То есть процент в год – таковы реальные темпы освоения прогрессивных банковских продуктов населением нашего края. Удобно, выгодно, но не всем понятноПо статистике, приводимой начальником управления пластиковых карт и платежных технологий банка «Приморье» Александром Зеленским, лишь 10¬15 платежей клиенты совершают безналичным способом. Из этого количества 30 процентов совершается с помощью СМС¬сообщений с сотовых телефонов. – По статистике, на каждого жителя России приходится по полтора сотового телефона, однако практика показывает, что современными технологиями пользуется, как правило, молодежь от 20 до 40 лет. Но они платят в основном за пользование сотовой связью и Интернет, – объясняет низкий процент мобильных платежей среди населения Зеленский. – По молодости лет большинство из них еще не имеет недвижимого имущества в собственности и не нуждается в возможностях мобильных терминалов, чтобы совершать платежи за услуги ЖКХ, налоги и т.д. Те же, кто имеет недвижимость, – люди в возрасте, им недосуг освоить методы мобильных платежей, которые позволяют круглосуточно, не подстраиваясь под расписание почты или банка, оплачивать коммуналку. И они по привычке занимают очередь к окошку операционистов, чтобы наличными оплатить квитанции и получить бумагу, удостоверяющую платеж. Лишь самые продвинутые из них научились засовывать банкноты в приемник терминала. А потому, делает выводы Александр Зеленский, количество мобильных платежей будет увеличиваться в основном за счет клиентов, привыкших пользоваться различными гаджетами и ценящих свое время дороже, чем наличие печати на бумажном носителе, удостоверяющее факт какой­либо проплаты.