Пестуем таланты с детства
10 лет назад школа-интернат на улице Чапаева получила второе дыхание
10 лет назад школа-интернат на улице Чапаева получила второе дыханиеУ настоящей «республики детства», расположенной по адресу: ул. Чапаева, 5, в этом году двойной юбилей. Во-первых, 50 лет назад была открыта школа-интернат № 2 города Владивостока, где наставником и другом ребят был Николай Дубинин. Во-вторых, 10-летие отмечает работающая здесь сейчас школа-интернат ВГУЭС для одаренных детей. Она подхватила эстафету неформального, творческого подхода к своим воспитанникам, создания условий для того, чтобы ребята могли раскрыть и реализовать свой потенциал. Выпускники как того, первого, интерната, так и нынешнего единодушно признаются в любви к своей школе. Разве не это главное, что объединяет оба учебных заведения?- Новая школа была создана не на пустом месте, она сохранила все лучшее от своей предшественницы, тот дух, который поселился здесь еще во времена учителя-новатора Николая Дубинина, - рассказывает проректор по довузовскому образованию ВГУЭС Людмила Межонова. – Не случайно предложение открыть школу для одаренных детей именно в этом месте возникло сразу же, как только появилась идея создать такую уникальную школу в крае. Был разработан совместный инновационный образовательный проект администрации края и нашего университета, который и дал второе дыхание некогда известному в Приморье учебному заведению. На равных с учителями 10 лет назад в стране только начали говорить о необходимости создания для одаренных детей особых условий, способствующих раскрытию их талантов. Открытие такой школы в Приморье стало откликом на запрос общества.Был разработан проект реконструкции существующих зданий и нового строительства. Инфраструктура интерната обновлялась постепенно: современные условия созданы в учебном корпусе, комфортными стали общежития, построены новая столовая и спортивный комплекс. Все здания соединены теплыми переходами. Что касается оборудования, то оно тоже самое передовое. Причем ребятам доступны ресурсы не только самой школы, но и всего университетского комплекса.Старшеклассники, выдержавшие конкурсный отбор в школах края и первыми пришедшие сюда учиться, стали непосредственными участниками создания новой школы. С самого начала повелось так, что ребята не оставались в стороне от общих текущих дел. Планерки у директора были открытыми, и воспитанники школы-интерната могли высказать свое мнение по любому обсуждавшемуся вопросу. Начала складываться система школьного самоуправления «Собеседник». Ученики и учителя вместе разрабатывали правила поведения в школе, на равных обсуждали принципиальные вещи. Позже был образован школьный парламент, и за ним - веское слово. Педагогический коллектив не насаждает авторитарно ценности, которые кажутся ему особенно важными. Эти ценности формируются при участии детей. Атмосфера сотрудничества является отличительной особенностью сообщества ребят и взрослых. Ученики чувствуют себя в школе хозяевами, открыты для диалога.Нет дефицита на идеи Параллельно с созданием современной инфраструктуры шли развитие содержательной части проекта, отработка технологий по обучению одаренных детей.Людмила Межонова стояла у истоков новой модели образовательной среды и считает, что ее создание и развитие – заслуга всего коллектива школы-интерната. Здесь работают яркие и инициативные люди, замечательные идеи никогда не были в дефиците. К тому же создавались условия для учебы учителей, стажировок за рубежом, повышения собственной планки. Многое определяют дух творчества и нацеленность на исследовательское отношение к своему делу, что с самого начала ставилось во главу угла. «Суть предложенной нами модели в том, что каждый ребенок в зависимости от его способностей и интересов мог сам выбрать свою образовательную траекторию, - объясняет Людмила Владимировна. – Для этого мы по всем предметам ввели двухуровневую систему, а по английскому языку – даже трехуровневую. Например, десятиклассник на урок математики идет в группу первого уровня, на литературу – второго уровня, английский язык – третьего уровня и т.д. «Плавающие» классы давали возможность нашим ребятам фактически иметь индивидуальный учебный план, выбрать то, что им нужно, и таким образом максимально реализовать свои наклонности».Сегодня такой подход к образованию уже не вызывает удивления. Создание среды для индивидуального развития детей – одна из составляющих инициативы президента «Новая школа». Коллектив школы-интерната ВГУЭС может гордиться тем, что его опыт во многом соответствует завтрашним запросам образования. При этом тут не намерены стоять на месте, школа динамично развивается, разрабатываются и реализуются новые образовательные проекты.Сейчас уровни сохранены в преподавании предметов в среднем звене школы. В 8-9-м классах ребята проходят предпрофильную подготовку, а переходя в 10-й класс, каждый ученик выбирает уже свой профиль. Интегрированная с высшей школой образовательная среда создает условия для получения не только общего, но и одновременно профессионального образования, что опять-таки расширяет возможности для развития каждого ученика. Исследовательский духВ свое время Николай Николаевич Дубинин выстроил тесную связь с наукой, в интернате работали ученые ДВО РАН. Педагог, тонко понимающий психологию детей, исходил из того, что учеба не может ограничиваться теорией. Все, чем занимается ребенок, должно быть подкреплено еще и на уровне практики, действия. Такой подход получил свое развитие в школе-интернате ВГУЭС. В основу принятой модели изначально были положены технологии проектной и исследовательской деятельности. В первый же год реализации проекта по обучению одаренных детей в интернате состоялась краевая конференция, на которой ребята из разных школ Приморья выступали со своими исследовательскими наработками. Она стала заметным событием. С того времени подобные мероприятия, год от года набирая обороты, проводятся постоянно. Теперь они собирают до 300 участников. С присвоением школе статуса Дальневосточного центра по работе с одаренными детьми конференции переросли краевой уровень и теперь представляют собой региональный этап национального конкурса учебно-исследовательских работ школьников (победители выезжают в Москву на Всероссийские конференции). На Чапаева, 5 также получил прописку постоянно действующий семинар для директоров школ по организации исследовательской работы учителей и учащихся, проводится большая методическая работа по этому направлению. Центр признан одним из лучших в стране.В школе создано общество учащихся-исследователей «Дар», успешно реализуются и другие яркие образовательные проекты: «Олимп», направленный на подготовку к олимпиадам, «СМИ», дающий реальную практику работы в газете, радио и на школьном телевидении. Каждому таланту – свой путьВсе 10 лет школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей - это совершенствование инфраструктуры, постоянное развитие, направленное на создание все более широких возможностей для самореализации ребят. Одни из них - интеллектуалы во всем. Другие проявляют неординарные способности, например, в языках, живописи, дизайне, хореографии, спорте, имеют предпринимательскую жилку. Проектная деятельность позволяет проявиться талантам каждого. В 2007 году открылась международная школа лингвистического направления, работающая сейчас по элитной европейской программе «Школа международного бакалавриата». Для получения права на ее работу была создана база, соответствующая строгим международным требованиям, учителя прошли учебу за рубежом. С пятого класса используется принцип погружения в иностранный язык. Полдня ребята занимаются на русском, а потом переходят в специальные помещения, где уроки строятся уже по правилам международной школы. Чтение литературы, письмо, общественные и научные дисциплины, даже уроки живописи – все идет на английском. Неудивительно, что ребята быстро овладевают английским языком и выбирают для изучения параллельно второй иностранный (китайский, корейский, японский, французский, немецкий или испанский).В планах университета – строительство нового здания школы международного бакалавриата на улице Гоголя. Другой образовательный проект привел к созданию художественно-эстети-ческого отделения с хореографической и художественной школами. Хореографическая группа интерната имеет множество почетных наград, участвует в постановках театра имени М. Горького, ее знают и любят в городе. Упор делается на сохранение классической школы хореографии. Результаты работы учащихся художественной школы интерната можно видеть на городских творческих выставках. Три года назад у ректора университета Геннадия Лазарева и администрации края родилась идея создать специализированные спортивные классы по подготовке резерва для наших известных команд по футболу, баскетболу, волейболу. Во ВГУЭС – одна из лучших в России студенческая спортивная база, почему бы ее не использовать для этого? Задуманное было успешно реализовано при обучении спортсменов в школе-интернате для одаренных детей. На базе бизнес-инкубатора на улице Добровольского создано отделение профильных программ экономического направления. Учеба строится так, что ребята ощущают себя в роли настоящих сотрудников компаний, разрабатывают бизнес-планы и получают опыт предпринимательской деятельности.Экспертиза коллегПодводя итоги к 10-летнему юбилею, можно сказать, что проект состоялся на высокую оценку. Нагляднее всего это подтверждает мнение коллег-педагогов. На один из семинаров в качестве экспертов были специально приглашены учителя из разных школ. Их познакомили с реализуемыми программами во всех нюансах, включая спорные. И все равно оценка была единодушная: «пять»! Школе вручен почетный знак «За вклад в развитие образования в Приморском крае», она имеет много других наград, доказывающих признание педагогического сообщества. Одним из направлений, развивающих идеи Николая Дубинина, являются здоровьесберегающие технологии, которые начинают внедряться с первого класса. В начальной школе в интернате вновь появились знаменитые дубининские парты, за которыми ребята могут не только сидеть, но и стоять. Европейская прогимназия ВГУЭС на Десятой, 10 имеет статус экспериментальной площадки края по здоровье-сберегающим технологиям.Каждый воспитанник школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей чувствует себя личностью, постоянно обогащающей свой потенциал. Ребята приобретают уверенность в жизни при всех существующих сложностях, видят свое место в ней. Свою школу любят нынешние и вчерашние ученики, учителя и все ее сотрудники. И они искренне гордятся ею.
Автор:
Надежда БРАЖИНА