Бензины не горят

Школьникам показали, каким должно быть качественное топливо

30 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2907 от 30 март 2011
8ea4e1b92f20ffc7515dc3915cbc25ba.jpg Школьникам показали, каким должно быть качественное топливоНеобычные уроки химии прошли на прошлой неделе в гимназии №2. Вместо обычной зубрежки представители нефтяной компании «Альянс» предложили ученикам старших классов посмотреть, как проверяют качество топлива специалисты мобильной лаборатории. Такой мастер-класс проводится во второй раз – первыми на подобном уроке качества побывали ученики русско-корейского класса одной из школ Владивостока. На протяжении четырех лет в НК «Альянс» работают мобильные лаборатории, контролирующие качество нефтепродуктов непосредственно перед тем, как они попадут в бак автомобиля. В день специалисты проверяют в среднем четыре АЗС. Само собой, о визите лаборатории на колесах никто заранее не знает.– В нашей компании контроль за качеством топлива происходит на всех этапах, – объясняет Ольга Кармишина, лаборант мобильной лаборатории НК «Альянс». – Сначала – на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе, потом – на нашей нефтебазе, куда его привозят вагоноцистернами. После этого топливо доставляется на АЗС и сливается в емкости. Мы, как заключительная инстанция, проверяем качество нефтепродуктов, находящихся на заправочных станциях. Насколько я знаю, на Дальнем Востоке тотальный контроль качества – вплоть до этапа между колонкой и баком клиента – предлагаем только мы. Любой автолюбитель, оказавшийся на заправке во время проверки качества топлива, может подойти и посмотреть, как осуществляется контроль – специалисты с удовольствием все объяснят и покажут. Сейчас такая возможность появилась и у школьников. Специалисты мобильной лаборатории на АЗС проводят несколько манипуляций: проверяют октановое число бензина (иначе говоря – его способность воспламеняться от искры без возгорания, число пишется вместо марки бензина), плотность нефтепродукта и температуру вспышки дизельного топлива, что показывает его пожаробезопасность. Также тщательно проверяются емкости на заправках на наличие воды и других примесей. Почти все то же самое, но в условиях помещения класса было предложено совершить и школьникам. Все необходимое, в том числе топливо – бензин марок 92, 95, 98 и дизель зимний – специалисты принесли с собой. Оказалось, что октановое число измеряют специальным прибором – октанометром. Он представляет собой цилиндр, куда наливается топливо, с подсоединенным к нему датчиком, имеющим 4 режима – для определения качества бензина от 80 до 98.Наливаем в цилиндр 92¬й бензин, правильное название которого – Регуляр Евро¬92. По ГОСТу он должен иметь показания не ниже 84 по моторному методу и не ниже 92 по исследовательскому. Смотрим, какие цифры показывает прибор: 84,3 и 92,2 соответственно. Это значит, что бензин вполне качественный. Для измерения плотности нефтепродукта лаборанты принесли другой прибор – ареометр. Он работает по принципу обыкновенного термометра. Вообще, как пояснила Ольга Борисовна, плотность не является показателем качества бензина. Но чем она выше, тем меньше будет расход топлива на километр. – Такие уроки очень важны, – считает Инна Алексеевна Шендрик, директор гимназии №2. – Например, с десятыми классами мы сейчас проходим природные полезные ископаемые, в частности нефть. Мы говорим о способах ее переработки, в частности о том, как получается бензин, какие его марки существуют. На уроках географии, экономики и химии мы также затрагиваем вопрос развития топливно¬энергетического комплекса и его важности для экономики страны. В ответ на вопрос, в чьих семьях есть автомобиль, почти все ребята подняли руку. Школьники не только с удовольствием наблюдали за проведением опытов, но и активно задавали вопросы. Чем различаются марки бензина и чем он отличается от дизеля, что будет, если залить дизель в карбюраторный автомобиль или смешать бензин разных марок, может ли быть недолив топлива на заправке – все это интересовало будущих автолюбителей. Некоторые ребята высказали предположение, что в ближайшие 50 лет нефть станет неактуальной, а ей на смену придет водород, и включились в горячую дискуссию по этому поводу. Нашлось что сказать у школьников и об «Альянсе». – Я знаю, что мои родители заправляются только на АЗС «Альянса», – говорит Андрей Мамот, ученик 9¬го «Б» класса гимназии №2. – Мы убедились, что там всегда качественное топливо. Также нам нравится накопительная система баллов и множество других акций и конкурсов, которые часто предлагает компания.С ним согласен и его одноклассник Петр Захаров:– Наша семья тоже пользуется только заправками НК «Альянс», – говорит он. – Этот урок мне очень понравился, он гораздо интереснее и полезнее обычных. Лично я открыл для себя много нового, и вечером мы с родителями это обсудим.Оказалось, что такой формат урока всем пришелся по вкусу: учителя рады тому, что у учеников появилась возможность применить знания на практике – школьникам воспринимать материал в такой форме гораздо легче и интереснее, а специалистам, в свою очередь, понравилось работать с любознательной молодежью. Так что, как пояснили в НК «Альянс», взаимодействию с учебными заведениями планируется уделять внимание и впредь.

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН, «Владивосток»