Три японские струны

Во Владивостоке, в большом зале академии искусств, прошел концерт мастеров японской народной музыки. Пятеро музыкантов, специально объединившиеся для выступлений по Дальнему Востоку России в квинтет, побывали в Южно-Сахалинске, Хабаровске, Находке – и в каждом городе знакомили слушателей со звучанием традиционных японских народных инструментов: цугару-дзямисена и барабанов тайко, а также с традициями японского народного пения

16 март 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2899 от 16 март 2011
Во Владивостоке, в большом зале академии искусств, прошел концерт мастеров японской народной музыки. Пятеро музыкантов, специально объединившиеся для выступлений по Дальнему Востоку России в квинтет, побывали в Южно-Сахалинске, Хабаровске, Находке – и в каждом городе знакомили слушателей со звучанием традиционных японских народных инструментов: цугару-дзямисена и барабанов тайко, а также с традициями японского народного пения.Цугару­дзямисен – трехструнный щипковый музыкальный инструмент, самый большой из семейства сямисэнов. Появился этот инструмент в префектуре Аомори в местечке Цугару, и игра на нем требует особой виртуозности. Мелодии, исполняемые на цугару¬дзямисене, способны передать и восторг, и печаль, они сопровождают все события в жизни японцев – и самые радостные, и грустные…¬ В Японии наблюдается подъем интереса к народной музыке, ¬ сказал заместитель генерального консула Японии во Владивостоке Хасэгава Томонори, ¬ и на концерты приходит все больше молодежи. Тем более на концерты таких мастеров, как Кацуаки Савада, и должен заметить – это большая удача, что звезда такого уровня смогла приехать во Владивосток.Действительно, музыканты, игравшие на сцене ДВГАИ, могут без всякого преувеличения называться звездами японской народной музыки.Кацуаки Савада родился в том самом городке, где был изобретен цугару¬дзямисен, ¬ Цугару (префектура Аомори). С шести лет он начал учиться игре на народных инструментах, в 19 лет стал уже весьма популярен в Токио, а затем в довольно молодом возрасте был признан одним из самых виртуозных музыкантов Страны восходящего солнца. Савада­сан – обладатель весьма почетной в Японии награды – Японского общества народной песни. На концерте во Владивостоке Савада Кацуаки рассказал, что цугару¬дзямисен – уникальный инструмент. Он одновременно родственник и русской балалайки, и домры, и европейской лютни, а его звучание близко к джазовому.¬ Если музыкант действительно хорошо освоил цугару¬дзямисен, ¬ сказал Савада­сан, ¬ он без труда вольется в любой ансамбль, ведь этот инструмент дает огромные возможности для импровизации, для аранжировок, для исполнения не столько по нотам, сколько под влиянием эмоции, состояния души…Уже много лет Савада­сан и сам преподает музыку, воспитывает учеников. По древней японской традиции, лучшие из учеников, те, что достигли больших успехов, те, которыми мастер действительно гордится, могут носить фамилию мастера. Поэтому не нужно удивляться тому, что во владивостокском концерте приняли участие сразу три человека с фамилией Савада – и все они не родственники!Кацудзи Савада и Кацухару Савада – ученики Савада­сэнсэя. Они изучают мастерство игры на цугару¬дзямисене с 14 лет. Кацудзи Савада гастролировал по Бельгии, Франции, Тайваню, Испании, а Кацухара Савада в 25 лет стал победителем национального конкурса игры на цугару¬дзямисене.Самая молодая среди пяти музыкантов Акико Омодако. В два года она начала учиться японскому народному пению и игре на барабанах тайко, а с пяти лет взяла в руки цугару¬дзямисен. Сегодня Омодако¬сан нет и 25 лет, а за ее спиной без малого десяток побед на национальных конкурсах народной музыки.На концерте во Владивостоке Акико и пела, демонстрируя собравшимся невероятную мощь и силу голоса, и играла на цугару¬дзямисене.¬ Этот инструмент – удивительный, ¬ сказала Омодако¬сан, ¬ в нем словно собрано все самое лучшее, что есть в японских народных инструментах. Он дает музыканту множество способов выразить себя…Игрой на барабанах тайко, пением и конферансом сопровождала концерт Сигэри Кицу. Пению она начала учиться чуть ли не с младенчества – у своего отца, признанного мастера народного вокала. Кроме того, Кицу­сан умеет играть на флейте¬сякухати. Она постоянный участник множества фольклорных шоу на японском телевидении, представляла Японию на Первом всемирном фестивале народной музыки в Узбекистане, где получила особую премию жюри.¬ В течение 20 лет, ¬ сказал на концерте в ДВГАИ Владимир Воронин, заведующий кафедрой сольного пения и оперной подготовки академии искусств, ¬ мы проводим русско¬японские музыкальные встречи. Вместе с японскими коллегами мы устраивали классические концерты и концерты оперной музыки, концерты исполнителей на народных инструментах. Главное – мы всегда находили понимание, ведь язык музыки – универсальный, не знающий границ. Ничто так не сближает народы, как единая музыкальная культура!И в доказательство слов Владимира Валентиновича на сцену в завершение концерта вышли студенты академии искусств и на домрах – вместе с японскими музыкантами – исполнили национальную японскую мелодию.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ