Транспортное уравнение с несколькими неизвестными
Повысить тариф на проезд в автобусах мешает скрытность отдельных перевозчиков
Повысить тариф на проезд в автобусах мешает скрытность отдельных перевозчиковШироко обсуждаемая в последние месяцы перспектива повышения тарифов на проезд в городских автобусах с 11 до 15 рублей пока так и остается перспективой. Причина, по словам представителей краевой администрации, заключается в том, что перевозчики не могут внятно ответить на простой вопрос: на что именно пойдут дополнительные 4 рубля, собранные с каждого пассажира? Государству нужны «железные» аргументыПо словам и.о. начальника отдела по регулированию тарифов на ЖКХ и пассажирские перевозки департамента по тарифам Приморского края Ольги Ивановой, администрация Приморья не может брать тарифы «с потолка». Существует определенный порядок расчета себестоимости пассажироперевозок, однако для решения любого уравнения необходимо узнать значения переменных. Одной из таких переменных является сумма расходов транспортного предприятия на топливо, запчасти, заработную плату. Увы, но многие автотранспортные компании не горят желанием озвучивать эти цифры. – После 2008 года, когда цены на топливо были максимальными, стоимость проезда в городских и междугородных автобусах не росла. Доля топлива в формировании тарифа составляет порядка 40 процентов. В 2009 году мы дважды рассматривали вопрос повышения тарифов, однако тариф повышен не был – перевозчики не смогли представить экономическое обоснование в пользу подобного повышения, – отметила Ольга Иванова в ходе недавнего «круглого стола», посвященного проблемам развития транспорта в Приморье и Владивостоке. Впрочем, до поры до времени проблем из-за излишней скрытности автоперевозчиков не возникало. Дело в том, что утвержденные в 2008 году тарифы ориентировались на тогдашнюю стоимость топлива, которая в среднем составляла 26 рублей 97 копеек. В 2009-2010 годах цена на бензин была несколько ниже этой цифры, благодаря чему перевозчики смогли потратить часть выручки на обновление своего парка. Ситуация обострилась в январе 2011 года в связи с резким ростом цен на бензин и дизельное топливо. Перевозчики вновь подали заявление с просьбой повысить тариф. Но, как и прежде, экономическое обоснование в пользу повышения представили далеко не все компании. Поэтому решение вопроса о повышении тарифов вновь затормозилось. Краевая администрация требует от перевозчиков подтвердить не только текущие, но и будущие расходы. Губернатор Приморья Сергей Дарькин несколько месяцев назад поручил разработать единую программу по обновлению подвижного состава автотранспортных предприятий города и края в преддверии саммита АТЭС. Однако большинство автобусных компаний не торопится готовить планы собственного развития. – Во Владивостоке подготовка инвестпрограмм идет нелегко. Почему-то объединения автотранспортных предприятий хорошо работают, когда нужно что-то потребовать от администрации, но не тогда, когда нужно исполнить какое-либо указание, – констатирует директор департамента промышленности и транспорта администрации Приморья Игорь Хрущев. – До саммита АТЭС осталось всего полтора года, а нам до сих пор непонятно, на каком транспорте будут передвигаться гости саммита. По словам начальника управления транспорта администрации Владивостока Максима Молчанова, многие автотранспортные предприятия столицы Приморья сегодня не могут подтвердить свои затраты на перевозку пассажиров, не говоря о подготовке инвестиционных программ. Сегодня планы по обновлению автопарка, отвечающие всем предъявляемым требованиям, есть лишь у нескольких коммерческих перевозчиков, а также у муниципального автотранспортного предприятия «ВПОПАТ-1». «Профи» ушли на саммит– Мы много говорим о цене топлива, но совершенно забыли про другой фактор, влияющий на качество обслуживания. Это заработная плата водителя, которая также зависит от величины тарифа на перевозки, – отмечает генеральный директор ОАО «Дальавтотранс» Сергей Андрияш. – На своем предприятии за последние три года мы смогли повысить зарплату водителя лишь на 10 процентов. Сегодня средний заработок водителя на городских маршрутах составляет 18-20 тысяч рублей. Максимальный заработок составляет 45 тысяч рублей, но для этого водителю необходимо отработать полторы сотни часов в месяц. Как правило, это получается редко: парк автобусов сильно изношен и частые поломки уменьшают время работы. Регулярно повышать зарплату шоферам, по мнению Сергея Андрияша, не дает сдерживание тарифа на проезд в городских автобусах. Это привело к тому, что наиболее профессиональные водительские кадры отправились шоферить на стройках саммита АТЭС, где зарплата гораздо выше. Их место заняли гастарбайтеры из стран СНГ, готовые работать за ту зарплату, которую платят автопредприятия. По словам Андрияша, сегодня приезжие составляют от 30 до 50 процентов от общего числа водителей. В основном это граждане Армении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Зачастую они не обладают опытом и техническими знаниями, необходимыми для управления современным городским автобусом. Из-за этого машины часто ломаются и надолго сходят с линий. Таким образом, качество работы коммерческих автоперевозчиков за полтора года до саммита АТЭС далеко от идеала. При этом руководители предприятий утверждают, что деньги на повышение уровня сервиса и обновление автопарка брать неоткуда. Более того, даже повышение стоимости билета может не решить всех проблем. – Сегодня перевозчики настаивают на цене проезда в размере 15 рублей, – рассказал корреспонденту «В» президент Приморской ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов. – Однако говорить о показателе рентабельности сложно. Как только поставщики запчастей и комплектующих увидят, что финансовая ситуация у нас нормализовалась, они тут же поднимут цены! «Прозрачные» компании получат преимуществоКак утверждает Игорь Кравцов, в 2007 году возглавляемое им ООО «Экспресс» приобрело несколько китайских автобусов. Расчетный срок окупаемости машин составлял около трех лет – но при условии, что ежегодно стоимость поезда в городском транспорте будет увеличиваться на рубль. Но поскольку цена билета с 2008 года остается неизменной, автобусы не окупились до сих пор!Еще один пример – широко обсуждаемая в последнее время покупка микроавтобусов «Газель», которые сегодня работают на маршруте №37. Как рассказал Игорь Кравцов, выбор в пользу «Газелей» был сделан в связи с их более низкой ценой по сравнению с аналогичными по вместимости моделями, производимыми на заводе «Соллерс» во Владивостоке. Однако сэкономить на «Газелях» в итоге не получилось: вместо заявленного в техпаспорте расхода топлива в 20 литров на 100 километров в реальности отечественный микроавтобус «съедает» до 45 литров. Естественно, что себестоимость перевозки пассажиров в этом случае просто зашкаливает. По словам Кравцова, его компания постепенно обновляет свой парк и готова делать это и впредь. Однако собственных средств на покупку новых автобусов у компании недостаточно, а банки отказываются давать кредиты, ссылаясь на нестабильность рынка городских перевозок – договоры администрации с компаниями-перевозчиками заключаются всего на один год вперед. Впрочем, вскоре ситуация должна в корне измениться. Администрация Владивостока намерена помочь автобусным компаниям, заключив с ними долгосрочные контракты на 3-5 лет вперед. Однако подобные преференции получат не все перевозчики, а только те, чья работа является понятной и прозрачной. Компании, не желающие отчитываться о своих доходах и расходах, в скором времени либо вообще уйдут с рынка, либо продолжат работать по годичным контрактам. – Когда автобусными перевозками в городе занимались исключительно коммерческие компании, они самостоятельно распределяли между собой маршруты. Мы в течение года тщательно изучали ситуацию, в итоге придя к пониманию, что ее необходимо менять, – рассказал заместитель главы Владивостока Альфред Татарчук. – В мае 2011 года все договоры с перевозчиками будут пересмотрены. Те компании, которые обновляют свой парк и стремятся соответствовать предъявляемым стандартам, вправе рассчитывать на заключение долгосрочного договора. С теми, кто «играет в прятки» и не желает отчитываться о своих планах, договор будет, как и раньше, заключаться лишь на год вперед. Судя по всему, власти города и края намерены любой ценой добиться от работающих в сфере пассажирских автоперевозок компаний кардинального повышения уровня сервиса и обновления парка автобусов. Возможно, что только такой жесткий подход поможет сделать работу городского общественного транспорта отвечающей всем современным требованиям.
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»