Автомошенников хотят остановить законом
Минфин начинает бороться с одним из самых распространенных видов мошенничества на вторичном рынке автомобилей. Речь о случаях, когда один гражданин продает другому машину, по которой еще не выплачен кредит. То есть она находится в залоге у банка. И впоследствии банк через суд забирает автомобиль себе, а покупатель остается и без денег, и без машины
Минфин начинает бороться с одним из самых распространенных видов мошенничества на вторичном рынке автомобилей. Речь о случаях, когда один гражданин продает другому машину, по которой еще не выплачен кредит. То есть она находится в залоге у банка. И впоследствии банк через суд забирает автомобиль себе, а покупатель остается и без денег, и без машины.Министерство финансов разработало законопроект, согласно которому у того, кто покупает подержанную машину, появится возможность сделать запрос в соответствующие органы: не находится ли данный экземпляр в залоге. Конечно, для этого в момент регистрации нового автомобиля, купленного в кредит, данные о нем должны заноситься в единую базу данных. Разработчики закона уже называют ориентировочную стоимость информационных услуг: за проверку автомобиля на «кредитную чистоту» будут брать всего 300 руб.Документ уже прошел согласование с ЦБ и Федеральной службой по финансовым рынкам, однако у экспертов проект Минфина пока вызывает вопросы. Регистрацией машин, находящихся в залоге, должны будут заняться бюро кредитных историй (БКИ). Подобных организаций в нашей стране сейчас 33, единой базы данных они не имеют, а построить ее вряд ли удастся, поскольку у бюро разные интерфейсы, программное обеспечение и они несовместимы.Тем не менее выход есть. В настоящий момент МВД создает публичную базу, к которой любой желающий сможет обратиться через Интернет. Например, можно будет «пробить» по VIN-номеру, не числится ли автомобиль в угоне. Если обязать БКИ передавать в МВД данные о каждой купленной в кредит машине, то тогда разрозненные сведения можно соединить в единую и общедоступную базу.Впрочем, пока такой вариант отчего-то не рассматривается Минфином. Как сообщает «Бизнес-газета», аргументация у представителей министерства весьма слабая: мол, единая база и не нужна, так как автомобиль, купленный, например, во Владивостоке, вряд ли будет продаваться на западе страны. Следовательно, достаточно «пробить» машину по базе своего регионального БКИ.Таким образом, министерство само оставляет мошенникам лазейку: перегони автомобиль в другой регион – и там его можно будет продать без проблем.