В двух шагах от весны
На мостах и дорогах – объектах саммита АТЭС работы ведутся круглосуточно. Но ударные темпы не влияют на качество строительства
На мостах и дорогах – объектах саммита АТЭС работы ведутся круглосуточно. Но ударные темпы не влияют на качество строительства«Человек, который выбрал для себя правильную дорогу в профессии, всегда достигает успеха. Потому что работает с интересом, с удовольствием. В этом смысле вы – счастливые люди!». С такими словами губернатор Сергей Дарькин обратился к отличившимся приморцам 17 февраля, вручая им государственные награды за высокий профессионализм и достойный вклад в развитие нашего края. Среди них был и генеральный директор ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» Виктор Гребнев – он получил благодарность председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Миронова.Принимая поздравления, Виктор Гребнев сказал, что эта награда всем рабочим и инженерам, которые трудятся сейчас на строительстве объектов саммита АТЭС. За качество отвечаемТихоокеанская мостостроительная компания возводит сразу несколько объектов саммита: вантовый мост через бухту Золотой Рог, низководный мост в районе Седанки и автомобильную трассу поселок Новый – ДеФриз – Седанка – бухта Патрокл. Уникальность и сложность обоих мостов признана специалистами – руководители различного ранга не раз приезжали во Владивосток, чтобы самим в этом убедиться. Сроки ввода в строй объектов поставлены сверхжесткие, и работы там ведутся круглосуточно. По утверждению специалистов, в мировой практике на строительство подобных мостов уходит до четырех и более лет. Приморским мостостроителям установили небывало рекордные сроки – два года! И это несмотря на то, что раньше им не приходилось работать на таких сложнейших объектах. Как бы ни выкладывались строители, необходимо время, чтобы набраться профессионального опыта по любой специальности. – Знаю, бытует расхожее мнение, что приемка работ на строящихся объектах ведется «вполглаза» – дескать, принимают все, что ни сделают, лишь бы быстрее. Это неправда. Приемка идет очень жесткая, контроль постоянный, допуски разрешаются миллиметровые – и это при таких огромных размерах объекта и на такихто высотах! – говорит генеральный директор ЗАО «ТМК» Виктор Гребнев.На сегодняшний день на мосту через бухту Золотой Рог строители дошли до восьмой опоры и до пилона. В общей сложности цельный пролет составляет сегодня 173 метра, то есть выполнено больше 50 процентов работ. Пилон на северной стороне достиг отметки 171 метра, и уже в марте будет производиться натяжка первых вант. На строительной площадке установлен специализированный стенд, на котором под руководством специалистов французской компании «Фрейссине Интернасьональ» будут тренироваться монтажники ТМК. Смонтирован первый переходной блок, который не поддерживается вантами – он находится за 8-й опорой и проходит между пилонами.Отстающий южный берегЧто касается южной стороны моста, то там сейчас пилон достиг отметки в 163 метра. Если северная сторона моста, которую возводит ТМК, успешно «доросла» от района фуникулера до бухты Золотой Рог, то субподрядчики, строящие мост со стороны мыса Чуркина, пока отстают от своих коллег. Где-то запоздало оборудование или усложнена сборка какого-то агрегата или участка – все это в результате дает потерю во времени. Кроме того, существует много факторов, не зависящих от строителей, но серьезно тормозящих работу. Это мы отмечали еще в 2008 году, когда ЗАО «ТМК» строила дорожную развязку и тоннельвъезд на мост через бухту Золотой Рог в районе фуникулера. «Объективные причины задержек в строительстве моста возникают то и дело, – писала в то время газета «Владивосток». – То проектно-сметная документация не готова, то с финансированием проблемы, то никак не расселят людей, чьи дома попали под снос. Последняя проблема наиболее острая. Если на Суханова, 39 после месяца задержки всетаки дом снесли, то на подъезде к фуникулеру со стороны проспекта Красоты так и остался островком неприступности домик. Говорят, хозяину предлагали очень неплохую сумму на новую квартиру, но тот заупрямился, хотя на самом деле живет в другом месте».По словам первого заместителя генерального директора ТМК Александра Яковлева, строители успевают к ноябрю 2011 года построить сам мостовой пролет в 737 метров. Но это примерно 70 процентов всех работ, а чтобы довести объект до сдачи и открыть по мосту транспортное движение, необходимо провести ряд заключительных работ. То есть не доделывать потом оставшиеся 30 процентов, а сдать в эксплуатацию полностью готовый мост к намеченному сроку.Наши не «заволнят»После появления на телевидении и в Интернете видеосюжета о волгоградском мосте, который вдруг «пошел волнами», в Приморье раздалось немало панических возгласов по поводу предстоящих волнений и владивостокских мостов. Прокомментировать эти опасения мы попросили главного мостостроителя ТМК – Виктора Гребнева.– Дело в том, что волгоградский мост строился еще в советские времена по старому проекту, где ветровые обтекатели не предусмотрены. А они выполняют важную функцию: при ветровой нагрузке не позволяют мосту раскачиваться. «Волнить» мост в Волгограде стало потому, что ветер, бросившись на мост в лобовую атаку, «поймал» какойто определенный угол – и началось резонансное раскачивание. Ветер стих – и все прекратилось. Насколько я знаю, в Волгограде уже смонтированы обтекатели на мосту. У нас обтекатели, конечно, установлены – видите, по краям моста треугольники – с их помощью ветер как бы расслаивается и обтекает строение. Так что наши мосты не «заволнят».Мост-эстакадаПри минусовых температурах бетон, по выражению строителей, «дольше качество набирает». То есть необходимо больше времени, чтобы бетон установился и стал качественным. А пока бетон «набирает качество», строители не могут производить следующий вид работ – такова технологическая цепочка. Работы по омоноличиванию, армированию из-за низких температур также затруднены, практически все технологические процессы на стройке летом происходят быстрее.– Зима приготовила для нас всетаки хоть один отличный подарок, – смеется Александр Яковлев, который согласился взять журналистов в свой еженедельный объезд по строящимся объектам. – Амурский залив замерз сантиметров на девяносто – и мы подвозим по льду все необходимое для строительства. Тем не менее уже сейчас прорабатываются варианты действий при подвижках льда. В случае необходимости для освобождения акватории от льда будут привлекаться силы МЧС.Громыхание стройки врезается в белое безмолвие замерзшего Амурского залива. Что делать – грузовики, бульдозеры, краны, железная дорога и тепловоз тишину не выносят. Все работы здесь ведутся круглосуточно, и низководный мост «убежал» в море уже очень далеко. Его протяженность составит 4362 метра.– Ускорение работ сегодня идет на всех объектах, – объясняет Александр Яковлев. – На низководном мосту заняты сейчас около 200 человек. Только в одну вахту здесь трудятся 50 высококвалифицированных сварщиков, и до 30 тонн в сутки будут «вариться» мостовые пролеты на этом объекте! Из 81 основной опоры 47 уже установлены. Со стороны полуострова ДеФриза забито 16 опор, со стороны Седанки работы ведутся на опоре № 50. Объем работ очень большой. Поэтому от каждого из нас требуются высокое качество работ и скорость. Мостэстакада станет частью скоростной магистрали поселок Новый – ДеФриз – Седанка – Патрокл.От рассвета до закатаОбщая протяженность новой трассы – 42 километра. Она пролегла по лесному массиву от Седанки до бухты Тихая, затем до пролива БосфорВосточный и вышла к строящемуся мостовому переходу на остров Русский. Она в несколько раз сократит время, необходимое для того, чтобы добраться из Владивостока до аэропорта. Кроме того, она также станет альтернативным выездом из города. ...Рабочий день у прораба участка дорожных работ ТМК Сергея Шафранского начинается в 5.00, а заканчивается не раньше 23 часов. Сергей Сергеевич отвечает за участок от Седанки до бухты Назимова. На любом отрезке дороги его белая окладистая бородка внезапно появляется в том самом месте, где Шафранский в этот момент необходим. А чему тут удивляться? За свои 30 лет трудового стажа на стройках Приморья Сергей Шафранский прошел все ступени «рабочей лошадки», как он с гордостью себя называет. Начинал свою строительную биографию еще со студенческих лет командиром стройотряда. Поэтому сегодня обмануть его баснями про надуманные причины простоев, которых на самом деле не было, – пустая затея.– У дорожников своя специфика, – рассказывает Сергей Сергеевич.– Много камня приходится укладывать вручную, да и лопата всегда пригодится. Несмотря на тяжелую работу, люди стремятся к нам попасть, поскольку зарплаты хорошие, платят без задержек, руководство уделяет большое внимание организации хороших бытовых условий сотрудников.Наверное, только с огромным опытом, мудростью и умением разговаривать с людьми, которыми обладает Сергей Сергеевич Шафранский, можно четко организовать работу и при этом еще сохранить хладнокровие в конфликтных ситуациях, которые неизбежно возникают в ходе строительства. Ведь стройка, по его глубокому убеждению, – это не часть жизни, это и есть жизнь, где всего хватает… Де-Фриз – Седанка и обратноДо наступления весенней оттепели строители планируют постелить на трассе земляное полотно и дорожную одежду общей протяженностью 700 тысяч кв. м. Что и говорить, размеры впечатляющие – такую площадь занимают 90 футбольных полей! Рельеф сложный, и чтобы трасса получилась ровной, строители гдето поднимали насыпь до 24 метров, а в других местах убирали «лишние» верхушки сопок вплоть до 30 метров и проводили выемку грунта. Дорогу выравнивают, чтобы достичь нужной отметки и затем укладывать основание полотна.На сегодняшний день земляное полотно на всем протяжении строящейся дороги уже подготовлено к обустройству нижнего слоя основания. – Видите, идет отсыпка дороги специальной щебеночной смесью? – обращается к нам Александр Алексеевич. – Это будет нижний слой основания под устройства дорожной одежды толщиной 30 сантиметров. Сверху на него будет уложен слой из щебеночной смеси, которую обработают водоцементной эмульсией методом холодного ресайклинга. Толщина этого слоя – 12 сантиметров. На полученную монолитную поверхность начнут укладывать асфальтобетон – в три слоя: черновой, высокопористый, более плотный второй и верхний – из высокопрочного асфальтобетона. Будущее создаем сегодня Надо отметить, что кроме двух крупных уникальных мостов, которые постоянно в центре внимания, коллектив ТМК строит 20 «малых» мостов и путепроводов. Но и они требуют кропотливой и трудоемкой работы. – Это четырехпролетный Седанкинский мост длиной около 300 метров, – знакомит нас со своим участком прораб Андрей Ключко. – На первом и четвертом пролетах работы по монтажу мы завершили, на центральном сделано примерно 40 процентов, а третий пролет смонтирован на 70 процентов. Работы ведутся в штатном режиме, все необходимое есть: инструменты, комплектующие, люди. 25 человек выходят на объект в день, и 10 работают ночью. На многих участках дороги идет монтаж балок. На 53¬м пикете смонтировано уже почти 50 процентов, осталось шесть балок большого пролета длиной 24 метра и 20 балок 18¬метровых. Автокран поднимает многотонную конструкцию и устанавливает ее на подготовленные опоры. Фрагменты подпорных стенок нам показал мастер дорожного участка Павел Старченко:– Вот эти квадратные и прямоугольные упаковки из камней, обвязанные металлической сеткой, называются габионы и матрасы Рено. Они укладываются плотно друг к другу и образуют каменную подпорную стенку высотой 8 метров, длиной 40 метров и толщиной в один метр. Поверхность сетки оцинкована, стойки путепровода будут покрашены – во-первых, чтобы не ржавели, а во¬вторых, для красоты.Как объяснили строители, камень для подпорных стенок отбирается специальный – морозостойкость его должна быть не ниже двухсот циклов. Поставляют такой камень из технологических карьеров или с Владивостокского бутощебеночного завода. С наступлением плюсовых температур строители начнут заниматься омоноличиванием внешнего слоя основания дороги. Обработка будет производиться методом холодного ресайклинга. Глобальные изменения, происходящие сегодня на дорогах Владивостока и края, несут позитивные перемены и открывают новые перспективы для всего Приморья. И произойдет это не в следующем веке, а в нашей с вами жизни.
Автор:
Василий БЕЛОНОГОВ