СРЗ сигналят SOS

Судоремонтники региона считают свою профессию неперспективной

15 февр. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2882 от 15 февр. 2011
08ac3bade6e676520186328dbe8fa254.JPG Судоремонтники региона считают свою профессию неперспективнойМатериал «В» «ТОФ попал в реанимацию» («В» № 8 от 20 января), в котором мы рассказали о планах правительства по возрождению Тихоокеанского флота, вызвал живой отклик среди читателей. Именно эти отклики стали поводом для подготовки к публикации данного материала. Итак, сегодня речь пойдет о ситуации в судоремонтной отрасли региона. Нам кажется, что опасения относительно того, что новые корабли, которые будет получать ТОФ, попросту негде будет ремонтировать, вполне обоснованны.Итак, факт на лицо: в Приморье сокращается судоремонтная база – заводы ликвидируют технологические участки и увольняют персонал. Причиной называют прежде всего снижение объемов оборонных госзаказов.Войти в ОСК... и умеретьСотрудники ОАО «178й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» ожидают, что в июне–июле специализированное предприятие по ремонту кораблей Тихоокеанского флота прекратит свое существование. Этот завод включен в дочернюю структуру ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) – «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ОСК». Согласно концепции развития предприятий ОСК территорию 178го завода планируется освободить под строительство объектов АТЭС2012, а его мощности перебазировать на территорию ОАО «92й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод», расположенного в районе бухты Диомид.Ранее у каждого судоремонтного завода была своя, как называют маркетологи, ниша. Комплексный ремонт самых мощных и больших кораблей ТОФ, а также плавбаз «от клотика до киля» выполняло одно из крупнейших в СССР судоремонтных предприятий – Дальзавод. В 2001 году он был признан несостоятельным: введено внешнее управление, затем объявлено конкурсное производство. На сегодня весь профильный имущественный комплекс ОАО «Дальзавод» – собственность 178го завода на основании договора куплипродажи. Сам 178ой специализировался на ремонте кораблей рангом пониже — это эсминцы, буксиры, тральщики. 92ой выполнял поддерживающий ремонт малотоннажного флота. И сегодня он не готов ремонтировать большие корабли ТОФ – причальная инфраструктура на них не рассчитана, поскольку бухта там мелководная. К тому же вся набережная 92го на полную «катушку» задействована на приемке грузов АТЭС. Тем временем в 178м заводе уже ликвидировали единственный в Приморье цех по ремонту малых дизелей, освободив участок под строительство пятизвездочной гостиницы. Оборудование разобрали и вывезли на территорию 92го завода, но установить не смогли: не соответствуют фундаменты, на которые первоначально планировалось монтировать станки. Необходимо делать новые, но средства на эти работы не предусмотрены и будут ли выделены, также неизвестно. Ближайший участок, где можно произвести такого вида ремонт находится в Хабаровске, а специалисты 178го завода опасаются за сохранность своего оборудования и сомневаются, что эта обязательная при ремонте всех классов плавсредств технологическая линия вновь заработает.– Мы не знаем, что с нами будет дальше. Сейчас завершаем корпуснодоковый ремонт по заказам, оставшимся с прошлого года, – сетует начальник отдела внутреннего контроля и аудита ОАО «178й завод» Виктор Зверев. – Есть небольшая надежда получить новые заказы, хотя и в этом случае объемы будут невеликие. Работы, если и прибавится, то на пару­тройку месяцев.Обратной дороги нет?Возможности некогда большого предприятия, действительно, уже не позволяют рассчитывать на значительные масштабы. Два десятка лет назад в его штате числилось 4,5 тысячи сотрудников, а сегодня их чуть более трех сотен. Последнее сокращение прошло 1 февраля 2011 года, тогда уволили 146 человек. И хотя квалификация этих специалистов позволяет выполнять самые сложные судоремонтные операции, не для всех из них найдется работа в 92м заводе, равно, как и в ОАО «Дальзавод», или в простонародье «малом» Дальзаводе. Эта компания в свое время выкупила часть производственных цехов, оборудования и техники «большого брата», часть взяла в аренду. Теперь пытается выкупить арендованные активы, оцененные, кстати, в сумму порядка 460 миллионов рублей. Но это не означает, что ОАО «Дальзавод» уверенно смотрит в завтрашний день. Большинство сотрудников предприятия работают по срочным договорам, которые заключаются на год: 31 декабря 2010 года они были уволены и, по некоторым данным, не со всеми был заключен новый договор. К тому же своевременное финансирование федеральными структурами военных заказов оставляет желать лучшего. Например, в прошлом году поступление средств за выполненные работы задержалось на несколько месяцев, были сложности с выплатой зарплаты работникам предприятия. Мощности ОАО «Дальзавод», в том числе три сухих дока, рассчитаны на выполнение больших объемов военного судоремонта, но получить госзаказ напрямую невозможно – ОАО «ХК Дальзавод» не входит в структуру ОСК. По словам председателя дальзаводского профкома Николая Бомко, контракт на проведение ремонта кораблей ТОФ Минобороны заключило с Дальневосточным заводом «Звезда», расположенном в городе Большой Камень. Те, в свою очередь, подписали агентский договор с малым Дальзаводом на оказание услуг по ремонту больших кораблей. Однако сейчас самих судоремонтников «Звезды» ожидает массовое сокращение. Планируется, что нынешней весной работы лишатся 200 специалистов. В последующем не исключается увольнение еще 700 человек. Если учесть, что сегодня на заводе трудится около 3600 сотрудников, то получается, что штат будет урезан на четверть.– Сигнальный лист от администрации завода о предполагаемом сокращении мы получили еще в начале февраля, – рассказывает «В» председатель профкома завода «Звезда» Ольга Скрипко. – В документе не указаны конкретные специальности, но говорить о том, что речь идет только о вспомогательном персонале, нельзя. Ведь в январефеврале даже рабочие основного производства не были обеспечены работой. Чтобы не отправлять сотрудников в вынужденные отпуска администрация направляет их на ремонтные работы и благоустройство территории. Задержек с выплатой зарплаты нет – средняя зарплата по заводу составляет около 22 тысяч рублей, и эту сумму они получают. Пока. Хотя временно исполняющий обязанности гендиректора Владимир Аверин заверил профсоюзный комитет, что все сокращенные будут трудоустроены на заводе. Но я не понимаю, как можно одновременно сокращать рабочие места и набирать персонал.Не нужные спецыПредставителям профсоюза в местном центре занятости сказали, что у них нет возможности принять такое большое количество людей.В профкоме вспоминают печальный опыт массового сокращения персонала в 1997 году из­за отсутствия госзаказа.– Мы с трудом пережили то время, – признается Ольга Скрипко. – Устроиться вне завода было практически невозможно. Мужчины подались в другие города в поисках работы, многие семьи остались без средств к существованию.Чтобы избежать повторения той ситуации большекаменцы обратились к полпреду Виктору Ишаеву с просьбой вмешаться и помочь заводу. – В письме, направленном профкомом завода «Звезда» в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе говорилось, что ситуация складывается критическая, – заметил пресссекретарь полпреда Евгений Аношин. – Виктор Ишаев распорядился провести проверку и разобраться, насколько обоснованы планы сокращения персонала, предусмотрены ли меры социальной защиты попавших под сокращение. В ближайшее время в Большой Камень прибудет комиссия в составе главного федерального инспектора по Приморскому краю, сотрудников полпредства, прокуратуры. Ситуацию, которая складывается на судоремонтном заводе в Большом Камне, в полпредстве обещают держать под особым контролем. Полпред Виктор Ишаев уже не раз в своих выступлениях высказывался за необходимость сохранения на Дальнем Востоке центра военного судостроения и судоремонтных баз. «На каждой территории важно сохранить и дальше развивать судоремонт. Обслуживание и ремонт судов должен быть и на Камчатке, и в Благовещенске, и в Приморье, во Владивостоке. Обслуживать суда можно только там, где есть базы ремонта – отводить их на другую территорию за тысячи километров нецелесообразно», – заявил на недавней прессконференции в Хабаровске Виктор Ишаев. На заводе «Звезда» выражают надежду, что слова полпреда обернутся действенными мерами по поддержке и развитию судоремонта в Приморье, иначе все построенное в рамках ныне декларируемого масштабного строительства разных плавсредств ремонтироваться будет за границей.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»