Ну, за новый Тет!

Во Вьетнаме на Новый год угощают не только гостей, но и предков

2 февр. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2875 от 2 февр. 2011
f64efa58bcecbe10666f49733ba151e3.jpg Во Вьетнаме на Новый год угощают не только гостей, но и предковЖители дальневосточной России в отличие от остальных россиян имеют счастливую возможность встречать Новый год даже не дважды, а трижды. По восточному календарю живет все большая часть обитателей Приморья – прежде всего оккупировавшие рынки граждане КНР и Вьетнама. И все больше соотечественников ездят в азиатские страны на отдых или по работе. Во Вьетнаме новогодний праздник называется Тет (читается тэт), его встреча начинается в первый день первого месяца по лунному календарю (в 2011 году это 3 февраля) и продолжается до трех дней. В Приморье этот день обычно называют китайским Новым годом, что неудивительно, так как традиция пришла из Китая – и не только в Россию, но и во Вьетнам. В деревню, к предкамНаиболее очевидная примета наступления Тета в столице страны Ханое - это приток иностранцев и отток местных жителей на все время праздника. Они уезжают на это время в деревни, где похоронены предки, чтобы провести праздник с ними в «компании». А накануне, наоборот, в городах заметен приток жителей деревень, которые приехали, чтобы закупить продукты и подарки. Из-за этого предновогодние дни в Ханое – это одна огромная пробка на всех улицах и под завязку забитые рынки и торговые центры. К тому же повсюду звучит громкая национальная музыка. Нашему человеку перенести такое довольно сложно, но уже в первые дни Нового года наступает избавление. Никаких пробок, на улицах очень тихо и безлюдно. Даже кафе и рестораны закрыты как минимум на пару дней. К Тету готовятся заранее. Уважающий себя вьетнамец к празднику обязан сделать несколько простых, но от этого не менее важных вещей. Во-первых, убирают и украшают дома. В этом процессе дети ответственны за подметание и чистку полов. Особое внимание уделяется кухне. Обычно глава дома лично вычищает пыль и пепел у алтаря предков. Существует поверье, что уборка дома избавит от неудач, ассоциируемых с прошлым годом. Но кухня должна быть чистой еще до 23-й ночи последнего месяца года, когда нужно принести небольшую жертву Мастеру-Ремесленнику, Духу Земли и Кухонному Богу. И тогда они улетают на небо, к Нефритовому Императору, с «годовым отчетом» о поведении семьи. Во-вторых, вьетнамцы наряжают себя и свои семьи - это самая приятная часть Тета для детей. Родители обычно покупают им новую одежду и обувь до наступления Нового года, но надевать ее нельзя, поскольку все лучшее надевается на первый день Тета. Женщины одеваются в красное и желтое , а мужчины - в черное. В-третьих, очень важно, кто будет первым гостем, побывавшим в доме в Новом году. Этот гость должен обладать хорошей аурой, то есть быть уважаемым, хорошо образованным, успешным и известным. Семья верит, что таким образом удача будет сопутствовать ей на протяжении всего года. Часто в гости приглашают иностранцев. Это не только знак гостеприимства, но и вера в то, что иностранец - умный и образованный человек. В наши дни приглашение «белых и богатых» особенно актуально для семей, занятых бизнесом.Родилась в джунглях елочка…«Какой Новый год (или Рождество) без елки!» - считают европейцы. Но у азиатов на этот счет свое мнение, которое отчасти совпадает с общепринятым. В роли елки выступает бамбук, который высаживается перед домом и называется Cay Neu. С него удаляются все листики, чтобы украсить ствол красной бумагой, символизирующей удачу. Кроме того, в Азии, включая Вьетнам, используют в этом качестве абрикосовые, персиковые и мандариновые деревья. Украшать их не надо, поскольку время цветения совпадает с праздником. Всегда поражаюсь количеству этих растений в канун Тета: бесконечные торговые площади заполнены кадками с цветущими деревьями. Каждый обязан купить себе такую кадку, так как эти деревья символизируют новое начало, то есть весну. Самое удивительное, что вьетнамцы, как и мы, говорят: «Какой Тет без праздничного дерева!». В этом наши народы солидарны, как и в том, что Новый год - это семейный праздник. Его предназначение - сплочение и укрепление семьи в наступающем году. Этой целью обусловлено много обычаев, которые надо выполнять во время празднования. Особый интерес, как и в России, вызывают новогодние подарки. В этой роли здесь выступает особый красный конверт, в котором лежат «счастливые деньги». Деньги обязательно должны быть новыми. Но это не та сумма, на которую можно купить машину или хотя бы абонемент в бассейн. «Красный конверт» - это, скорее, символ, чем роскошь. В понимании вьетнамцев символические деньги лучше реальных, так как этот конверт принесет удачу в новом году, а деньги у удачливого человека всегда есть. А в буддийских храмах во время Тета монахи сами дарят прихожанам деньги. Они кладут их в маленькие красные мешочки. Это как бы подарок от Будды для везения в жизни. Вьетнамский афоризм гласит: «Чуточка благополучия от Будды равна целой большой корзине земного благополучия».Холодец – он и во Вьетнаме холодец Новогодний стол изобилует разнообразной едой: как и во всем мире, стол должен быть богатым, пусть даже не по средствам. Во Вьетнаме вне зависимости от достатка семьи каждый житель считает своей обязанностью закупить перед Тетом фрукты, сладости, продукты и цветы, чтобы приготовить жертвоприношение на алтарь предков, угощать родных и гостей в течение трех праздничных дней. На углях готовятся особые лакомства из риса. На севере страны — это свиные ножки с ростками бамбука, мясной холодец, карп в соленом соусе. Особенным блюдом считается баньчынг. Это пирог из клейкого риса в виде квадрата. В его состав входят свинина и зеленые бобы - это и есть начинка, которую заворачивают в специальный лист бамбука, называемый «Dong». Рис и зеленые бобы должны быть замочены в воде на один день для придания им клейкости. Свинина обычно замачивается с перцем на пару часов. Придание квадратной формы пирогу и обтягивание бамбуковыми веревками требуют определенного навыка. Баньчынг занимает свое место среди других блюд на алтаре предков во время Тета. Но в нынешнее время с его скоростью и занятостью все меньше и меньше вьетнамцев уделяют время для приготовления этого праздничного пирога. Как и везде в мире, традиции строго блюдут в основном в деревнях. Современные семьи все чаще покупают готовые пироги в магазинах.Тысячелетняя гарантия А теперь соберем все вышесказанное вместе и поймем, как, что и когда происходит. Празднование начинается вечером, повсеместно происходят массовые «танцы драконов». Наиболее пышные шествия и главные мероприятия проводятся ночью. С наступлением сумерек разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются по несколько семей. К полуночи семья собирается дома. Дети и внуки поздравляют бабушек, дедушек, родителей и желают долголетия, крепкого здоровья и благополучия. Затем взрослые поздравляют детей и дарят деньги на счастье, получая взамен теплые пожелания в ответ. Считается, что проснуться в первый день Нового года нужно рано – и этим россияне отличаются от вьетнамцев. День начинается с похода в пагоду, где вьетнамцы едят баньчынг. Первый гость в доме дарит этому дому свою удачу. Гость тоже может давать деньги и получать их от хозяев. В последующие праздничные дни взрослые родственники, друзья, знакомые семьи ходят в гости и также могут дарить деньги на благополучие детям. Поверьте автору, который встречает в Ханое уже третий Тет: древняя культура и ее наследие здесь очень влиятельны. Это нужно видеть, как вьетнамцы чтут прошлое и благодаря своему менталитету видят в нем настоящее. Европейцы просто надеются, что в Новом году жизнь будет лучше, и стараются оставить все неудачи в прошлом году. А представители этой гордой нации стараются сделать все возможное, чтобы перейти в новый год очищенным и одухотворенным. На все эти восточные обычаи и поверья в их вьетнамской версии стоит приехать и посмотреть. И нельзя исключить, что удастся чему-нибудь полезному научиться. Восток - вещь интересная, и читателям «В», как людям, живущим на самой настоящей восточной земле, хотя и в российской ее части, не помешает принять чуточку мудрости Востока. Конечно, в нашей современной жизни остается все меньше и меньше места культуре прошлого из-за стремительного наступления современных технологий. Темп жизни возрос. По всему миру роль национальных традиций ослабевает, и к ним все чаще относятся как к пережитку. Но Вьетнам пока прочно удерживает позиции, хотя страна тоже не стоит на месте и быстро развивается в технологическом и социальном смыслах.Многие местные жители это понимают. Мой преподаватель из Ханойского национального университета Ко Оань(Co Oanh) говорит: «Это великолепный праздник, и празднуется он уже много веков. Я горжусь нашими традициями и, следуя им, проведу Тет в кругу семьи - как завещали предки». Но не все так верны традициям, как Ко Оань. Многие семьи во Вьетнаме гораздо более «европеизированы». Среди них - богатые и известные люди, например, широко известная во Вьетнаме певица Нгуен Оань Тху. Она объясняет поклонникам в своем интернет-блоге: «У меня плотный гастрольный тур, распланированный на весь год, и во время Тета я все чаще выбираю поездку за границу. Конечно же мои родители немного огорчаются». Ничего не поделаешь, молодежь все чаще и чаще ориентируется на запад, и это проблема не только Вьетнама, но и всего развивающегося мира. Это не значит, что в обозримой исторической перспективе национальные традиции этой живописной и богатой на красочные обычаи страны будут утрачены. Смею уверить вас, что в ближайшие 1000 лет этот народ не потеряет свой облик и национальный колорит – настолько верна его преданность традициям предков. Так что собирайте шлепанцы и шорты (а здесь больше ничего и не нужно, кроме относительно небольшой суммы денег), и добро пожаловать во Вьетнам! Русских здесь особенно любят и узнают сразу – в любой одежде и в любом состоянии.

Автор: Никита КАРТАШОВ