«Удобный флаг» не так уж и удобен

Морские профсоюзы проводят Неделю борьбы с «подфлажным» судоходством

26 янв. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №2871 от 26 янв. 2011
Морские профсоюзы проводят Неделю борьбы с «подфлажным» судоходствомС 24 по 28 января представители Международной федерации транспортных рабочих (ITF) посетят суда, стоящие в портах Дальнего Востока, а также странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Моряков, работающих под флагами государств, предоставляющих налоговые льготы судовладельцам, проконсультируют по вопросам трудовых соглашений, предоставления минимальных социальных гарантий.– Нашим рыбакам не хватает правового профессионального образования, – считает председатель Международной федерации транспортных рабочих во Владивостоке Петр Осичанский. – Они неграмотно оформляют или вообще не оформляют свои контракты с работодателем, и когда грубо нарушаются их права, зачастую бесполезно, а то и некому предъявлять претензии. Кроме того, очень часто «подфлажные» экипажи ведут незаконный промысел и работодатели отдают себе отчет в том, что рыбаки не решатся обратиться за помощью в правоохранительные структуры. Так, недавно в офис Международной федерации транспортных рабочих во Владивостоке обратились трое рыбаков, которым судовладелец не выплатил обещанной зарплаты. Как выяснилось, судно занималось браконьерским ловом краба. Рыбаки пришли в южнокорейский порт Пусан, сдали улов, а обещанных денег, порядка 40 тысяч долларов, не получили. При этом никаких документов, подтверждающих, что они выполняли работу на данном судне, у рыбаков нет, потому заставить судовладельца выполнить свои обязательства перед ними в данной ситуации не представляется возможным. На минимальную социальную помощь не придется рассчитывать и в случае трагического исхода рейса. Петр Осичанский напомнил о недавнем крушении в Охотском море шхуны «Партнер» под «удобным» флагом Камбоджи с 14 рыбаками на борту. 5 января судно вышло из японского порта Вакканай на рыболовный промысел, а спустя два дня подало сигнал бедствия. Шхуну и экипаж искали с моря, воздуха и суши. Спустя неделю активные поиски были прекращены, глава Росрыболовства Андрей Крайний сообщил на пресс¬конференции в Москве, что экипаж шхуны, скорее всего, погиб. По его данным, это судно арестовывалось еще в октябре прошлого года, но затем поменяло документы и продолжило браконьерскую деятельность. Так как шхуна вела незаконный промысел, а моряки работали без контракта и страховки, то государство, скорее всего, не сможет выплатить компенсации их семьям. – К сожалению, подобный случай не единичный, – продолжает печальный перечень Петр Осичанский. – В конце декабря 2008 года в свой последний рейс из южнокорейского порта вышла шхуна «Ji Won №1», через месяц следы ее гибели были обнаружены у берегов Японии. Зимой 2004 года исчезла шхуна «Аронт-103» с интернациональным экипажем в количестве 13 человек, четверо из которых были из Приморья. Все суда ходили под «удобным» флагом, были замечены в нелегальном лове краба и все были в плохом техническом состоянии, а моряки были трудоустроены на эти суда без оформления трудовых контрактов, без всяких страховок, а стало быть, вопрос о компенсации за потерю кормильца повис в воздухе.Баснословные доходы нелегитимных рыболовов – не более чем миф, уверяет Осичанский. По его словам, с учетом периода ожидания и поиска работы зарплата рядового рыбака фантомного экипажа складывается в пределах 13-15 тысяч рублей в месяц. Но еще больше шансов не получить и этих денег. Акция, инициированная морскими профсоюзами, призвана донести до понимания моряков, какие гарантии дает им оформление минимального соцпакета и контракта с работодателем. Такие недели ITF проводит два-три раза в год, представители проводят разъяснительную работу среди судовладельцев и членов экипажей судов, консультируют их по вопросам трудовых соглашений. Это приносит свои плоды – в неделю акций удается подписать 3-4 договора.

Автор: Отдел экономики "В"