Запертые в холодильнике
Даже опытные полярные капитаны сегодня не берутся прогнозировать исход драмы, разыгравшейся у берегов Сахалина
Даже опытные полярные капитаны сегодня не берутся прогнозировать исход драмы, разыгравшейся у берегов СахалинаСпасение попавших в ледовый мешок Сахалинского залива рыболовецких судов крайне усложняется надвигающимся штормом. Опытные полярники не берутся прогнозировать дальнейшее развитие событий. Надеются, конечно, на благополучный исход, но при этом вспоминают случай, когда группа судов, затертых льдами в том же районе, вынуждена была зимовать там до лета.Полярные капитаны называют Сахалинский залив большим естественным холодильником. В этом углу наблюдается наибольшее скопление льда Охотского моря, а в это время года крайне усложняется ледовая обстановка. Напомним, что в конце декабря прошедшего года в Сахалинском заливе находилось около десяти судов. Сильный ветер и плохая видимость не позволили всем судам выйти на чистые воды самостоятельно: плавбаза «Содружество», транспортный рефрижератор «Берег Надежды», научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер» и траулер «Мыс Елизаветы» застряли в ледовых торосах. Прибывший на помощь ледокол «Магадан» не смог пробить многометровый лед. Ему на помощь вышли более мощные «Красин» и «Адмирал Макаров». Им удалось вывести «Профессор Кизеветтер» и «Мыс Елизаветы» в зону разреженных льдов. Ледоколы начали проводку транспорта «Берег Надежды», но, протащив несколько миль, оставили его в относительно безопасном месте и вернулись за плавбазой «Содружество». Это самое крупное из всех судов, находившихся в ледовом плену в Сахалинском заливе, а потому сложное для проводки судно, его корпус шире корпуса ледокола. Учитывая данные ледовой авиаразведки, полярные капитаны решили вывести плавбазу на чистую воду до наступления штормовой погоды. По последним данным полярников, от места нахождения «Содружества» до зоны облегченного льда 100-110 миль. Канал для проводки пробит, но не везде он «проходной». Лед шевелится, а потому сквозного быстрого прохода никто не ожидает. Выбрали следующий способ проводки: «Красин» идет кормой вперед, разбивая канал, винтами шевеля лед и пропуская его в нос. За ним, соблюдая определенную дистанцию, идет второй мощный ледокол, тащит на буксире «Содружество» уже не по льду, а по крошеву. Способ небыстрый, но на сегодня полярники считают его единственно правильным. Сколько придется так пройти – 5, или 10 миль, или весь путь до чистой воды, пока неизвестно. Ледокол «Магадан» дрейфует в этом районе, занимая выжидательную позицию и ожидая дальнейших указаний руководителя операции. Более точные прогнозы никто не даст, поскольку ситуация в районе Сахалинского залива меняется постоянно. Наблюдается большой расход топлива, отмечают полярники, но недостатка ледоколы в нем не испытывают. - Конечно, работа там ведется большая, надо отдать должное всем участникам ледовой операции, но на сегодня ситуация сложилась очень серьезная, - тревожится флагманский капитан департамента флота Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Герман Кузин. – Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин» сейчас (данные на полдень 12 января) пытаются взять «Содружество» на буксир. Канал, который они проделали от чистых вод до плавзавода, местами сохранен, местами – нет. Два ледокола – это сильная вещь, и мы надеемся на успех, хотя гарантий в этом деле никто не даст. Бытует мнение, что охотский лед – плевое дело для мощных полярных ледоколов, которые предназначены для работы в Арктике, Антарктике, где им приходится прорезать многометровые ледовые торосы. Но это глубокое заблуждение - работать ледоколам в Сахалинском заливе чрезвычайно сложно. Поскольку лед здесь опресненный, он хуже колется, чем морской. Два метра полярных льдов для ледоколов – нагрузка серьезная, но далеко не запредельная. А здесь ситуация иная: наблюдается постоянное сжатие льда, ледоколы в нем просто вязнут. Поэтому тратится много времени на операцию по вызволению рыболовных судов из ледовых заторов.- С подобной ситуацией полярники сталкивались почти 50 лет назад, - вспоминает ведущий инженер-гидролог департамента флота ДВМП Николай Шаталин. – В самом конце 1965 года в Охотском море, в районе Москальво, застряли пять судов. Ледокол «Москва» на ту пору был в ремонте, и никто не смог их вытащить. Пришлось рыбакам просидеть в ледовой ловушке всю зиму и весну – по май месяц. Сегодня перспективы в Сахалинском заливе менее пессимистичны, но вызывает опасение ледовая обстановка. Она усложняется с каждым часом. А с 14 января по всему Охотскому морю, в том числе по Сахалинскому заливу, ожидаются жестокие штормы с ветром до 15-20 метров в секунду, снегопад и метель, сильный мороз. Все это крайне усложнит проведение спасательной операции. Ледоколом «Адмирал Макаров» командует опытнейший капитан-полярник Геннадий Антохин, этот район знаком ему по спасательной операции, проведенной в последние дни 2001 года. Он – также на ледоколе «Адмирал Макаров» – выручал теплоход «Пионер России», застрявший в 15 милях от Москальво. Тогда он пробивался очень трудно, еле-еле за двое суток вывел теплоход на чистую воду. Большая надежда, что этот опыт поможет сегодня.Справка «В»В оперативном управлении ДВМП находятся четыре дизель-электрических ледокола: «Адмирал Макаров», «Красин»( оба дедвейтом 7,5 тыс. тонн), «Магадан» (дедв.1,9 тыс. тонн), «Капитан Хлебников» (дедв. 4,4 тыс.тонн). Они обеспечивают проводку судов, которые работают на северном завозе, а также в Татарском проливе на нефтегазовых проектах, и осуществляют проводку танкеров и газовозов в порт и из порта Де-Кастри. Также уже несколько лет ледокол «Магадан» работает в тайм-чартере в акватории порта Магадан. В летний период ледокол «Капитан Хлебников» возит туристов в Арктику и Антарктику, а в январе возвращается в родные пенаты и работает на нефтегазовых проектах в заливе Анива. По словам руководителя пресс-службы ДВМП Татьяны Куликовой, сегодня, когда ледоколы заняты в спасательной операции в Сахалинском заливе, нефтеналивные суда самостоятельно преодолевают район Татарского пролива. Пока ледовая обстановка здесь не угрожает судоходству.
Автор:
Александр КАРАСЕВ