Суровое обаяние Дальнегорска
Север Приморья мог бы стать туристической Меккой, но пока об этом мало кто знает
Север Приморья мог бы стать туристической Меккой, но пока об этом мало кто знаетДальнегорск известен сегодня в основном благодаря перманентным мукам градообразующих предприятий, массовому отказу от централизованного отопления и непрекращающимся конфликтам между местными «авторитетными» политиками. Все это, безусловно, могло бы стать темой для целой серии публикаций. Но корреспондент «В», побывав в начале января в этом городе, посмотрел на Дальнегорск совсем другим взглядом – не столько журналиста, сколько туриста. Что из этого получилось – судить читателям «В».Городское «лица необщее выраженье»Самый восточный город Приморья – Дальнегорск удален от Владивостока более чем на 500 километров, поэтому вопрос: «Как туда добраться?» – далеко не праздный. Когда-то здесь работал аэропорт, который приказал долго жить в середине девяностых. Ближайшие воздушные гавани находятся в Кавалерово и Пластуне, однако рейсы туда выполняются лишь раз в неделю. Железной дороги в Дальнегорск тоже нет. Поэтому наиболее актуальным остается автомобильный транспорт – благо, что трасса А-181 Осиновка – Рудная Пристань несколько лет назад была приведена в нормальное состояние и по качеству отличается в лучшую сторону от «федералки» М-60 за Уссурийском. К тому же автомобильное путешествие дает возможность полюбоваться Сихотэ-Алинем во всей его красе.С видовой площадки на Высокогорском перевале, по которому проходит граница между Кавалеровским районом и Дальнегорским городским округом, открывается захватывающий вид на окружающие вершины, главной из которых является Якут-гора высотой 1328 метров. Далеко внизу видны остовы автомобилей, улетевших в пропасть много лет назад. В силу своего значения Высокогорский перевал регулярно убирается и посыпается, чего не скажешь о других перевалах в окрестностях города (об этом – позже).После перевала дорога несколько километров идет по узкому карнизу – асфальт здесь не укладывают, чтобы после дождя или снега трасса не превращалась в опасный каток. Миновав мост через реку Рудную, вы наконец попадаете в город. В Дальнегорске есть несколько гостиниц, стоимость койко-места в которых начинается от 700-800 рублей в сутки. Некоторые имеют формат гостиниц на дому с пятью-шестью номерами и общей кухней. О наличии мест и ценах в гостиницах лучше поинтересоваться заранее, чтобы по приезде в город не остаться не у дел. Дальнегорск, зажатый в узкой долине между крутыми горами, производит двойственное впечатление. После захода солнца фонари горят лишь на главном проспекте 50-летия Октября – возможно, именно благодаря этому центральная площадь со сверкающей елкой и высеченными изо льда фигурами животных восточного гороскопа радует глаз. Старые дома с заколоченными окнами и не убранные от снега тротуары коррелируют с яркими вывесками модных бутиков. Что касается продуктовых магазинов, то цены в них, несмотря на удаленность города, ощутимо ниже владивостокских. Видимо, сказывается невысокий уровень местных зарплат… Перевалы, перевалы, а я маленький такой…В самом городе достопримечательностей не так много – уцепиться глазу практически не за что. Однако в окрестностях Дальнегорска есть немало объектов, которые при надлежащем подходе могли бы стать настоящим магнитом, притягивающим туристов. Например, в окрестностях поселка (ныне – село) Краснореченского расположены заброшенные карьеры, рудники и горные выработки, с которых много лет тому назад начиналась история города. Чуть ближе к Дальнегорску находится село Тайга, в котором начинается дорога, ведущая в горы. Трасса изобилует крутыми поворотами, спусками и подъемами, а за перевалом неожиданно начинается большое плато, покрытое редкими деревьями. Еще один колоритный населенный пункт городского округа – деревня Черемшаны – расположен в 28 километрах от Дальнегорска. Узкая и извилистая дорога, больше похожая на бобслейную трассу, круто поднимается на перевал Горбуша и затем плавно спускается с него к патриархального вида деревне, которая вытянулась на несколько километров вдоль реки Черемуховой. Так что зимой Черемшаны практически отрезаны от мира. Правда, на карте, которую мы взяли с собой, были обозначены дороги из Черемшан в сторону Пластуна и к побережью, в район Лидовки. Первая представляла собой траншею в снегу, вторая и вовсе не была найдена. Стоит упомянуть, что самым популярным дорожным знаком в ДГО является знак «Скользкая дорога» вкупе с табличкой, устанавливающей зону его действия в 5 километров. По окончании этого отрезка стоит следующий аналогичный знак, что, в принципе, оправданно: чистить и посыпать дороги в населенных пунктах округа почему-то не принято. Так что количество снега на улицах и льда на дорогах превосходит аналогичный показатель во Владивостоке. Интересно, становится ли это поводом для возмущения среди местных депутатов? Маяки и скалы В 35 километрах от Дальнегорска расположен портовый поселок (ныне – село) Рудная Пристань. Здесь на корабли грузят лес и продукцию промышленных предприятий Дальнегорска. Главными местными достопримечательностями являются кекуры Два Брата и построенный в начале 1950-х годов маяк, что расположен на мысе Бриннера, прикрывающем вход в крохотный порт. Чтобы попасть к ним, необходимо, не доезжая Рудной Пристани, повернуть направо, к небольшому поселку Смычка. Мыс Бриннера представляет собой двуглавую скалу, на меньшей из вершин которой и воздвигнут маяк. Со второй, более высокой вершины открывается великолепный вид на бухту Рудная, поселок, а также побережье к северу от него. Правда, попасть туда не так просто – для этого нужно пройти по краю отвесного обрыва высотой в несколько десятков метров.Кекуры Два Брата, прославившиеся на всю страну благодаря неденоминированной купюре в 1000 рублей, расположены на некотором удалении от берега. Впрочем, подобные каменные столбы есть во многих местах на побережье – берег к северу от Рудной Пристани изобилует отвесными обрывами и крутыми скалами, которые разрушаются морскими волнами на протяжении тысячелетий. Асфальт исчезает вскоре после поворота на дорогу, которая идет на север, в Тернейский район. Потом асфальт ненадолго появляется лишь на подъезде к небольшому селу Каменка, вновь исчезая сразу после него. Если вы планируете ехать далеко и долго, резонным будет пополнить запасы топлива на расположенной в селе заправке, потому что следующая АЗС находится лишь в Пластуне.После Каменки широкая, но пустынная трасса километров 30 поднимается вдоль реки, а затем петляет по склонам прибрежных гор до самого перевала Китовое Ребро. В хорошую погоду отсюда видны горы и побережье Тернейского района на много километров вперед. Здесь же, на перевале, стоит табличка, обозначающая въезд в самый отдаленный район Приморья. Указатель больше похож на решето, так как многие местные водители считают своим долгом прострелить ее из пистолета – то ли от ненависти к соседям, то ли от восхищения великолепным пейзажем, открывающимся после очередного крутого поворота. Обо всем увиденном в Дальнегорском округе невозможно рассказать в двух словах. В данном случае абсолютно верная старая поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И если Китай, Таиланд, Корея и другие восточноазиатские страны уже давно исхожены жителями Приморья вдоль и поперек, то внутренний туризм ограничивается, как правило, летними выездами на море да зимними вояжами на немногочисленные лыжные курорты… Быть может, пора исправить ситуацию?
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»