Оценку ставит Новый год
Дальневосточная энергетическая компания встречает его с оптимизмом
Дальневосточная энергетическая компания встречает его с оптимизмомПрогнозы об итогах работы открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в уходящем году вполне оптимистичные. Это позволило коллективу компании с приподнятым настроением отметить профессиональный праздник – День энергетика и на мажорной ноте готовиться к Новому году. О достигнутых результатах и планах на будущий год рассказал на пресс-конференции для журналистов Дальнего Востока председатель правления, генеральный директор ОАО «ДЭК» Виктор Милуш.Ожидается, что Дальневосточная энергетическая компания закончит год с положительным финансовым результатом по сравнению с убыточностью 2009 года. Если в прошлом году убытки составили более 4 миллиардов рублей, то сейчас общество выходит на прибыль в размере примерно 300 миллионов рублей. По оценке Виктора Милуша, достижению такого результата способствовал целый ряд как объективных причин, связанных с изменениями на рынке электроэнергии, так и субъективных факторов, прежде всего - более интенсивная работа сотрудников компании.«По итогам 2010 года отмечается улучшение всех финансовых показателей общества, в том числе по ликвидности, рентабельности и финансовой устойчивости, - отметил Виктор Владимирович. – Нам удалось привлечь кредиты по меньшим процентам и оптимизировать стоимость заемных средств. Выполнены планы и обязательства по энергосбытовой деятельности компании как гарантирующего поставщика электроэнергии. По подсчетам на конец года, валовая прибыль возрастет в 1,8 раза относительно года предыдущего».Безусловно, сказался отмечаемый в регионе рост потребления электроэнергии. Связан он с оживлением экономики в посткризисный период, активизацией жилищного строительства, возведением объектов саммита АТЭС. К примеру, железная дорога, по которой доставляются грузы на большую стройку во Владивосток, стало потреблять энергии на 20 процентов больше. А в целом по региону, где работают ОАО «ДЭК» и его филиалы, электропотребление за год возросло примерно на 1,2 миллиарда киловатт-часов. «В этом возросшем объеме есть и доля населения, - акцентировал внимание журналистов Виктор Милуш. - Нельзя сказать, что прошедший год был слишком холодным и люди вынуждены были чаще включать электрообогревательные приборы. Или что он был у нас аномально жарким, когда единственным спасением является кондиционер. Наш анализ показывает, что население стало активнее покупать новые, современные бытовые приборы, улучшая свои условия жизни, а потому и электроэнергии расходует больше. Ожидается, что к середине января 2011 года (обычно это самый холодный месяц и на него приходится пик расхода электроэнергии) будет достигнут максимум электропотребления в Приморском крае. Он был зарегистрирован в 1990 году, и вот теперь мы снова приблизились к тем показателям». Квитанции вновь будут приходить каждый месяцНа пресс-конференции была обнародована новость, которую наверняка многие одобрят. Уже подписан приказ о переходе (а скорее – о возвращении) на выставление квитанций на оплату электроэнергии не поквартально, как сейчас, а ежемесячно. Такая практика будет вводиться с начала следующего года. Виктор Милуш согласился, что тема болезненная. На его взгляд, пакетное выставление квитанций способствовало негативному отношению к энергетикам части жильцов многоквартирных домов. «С предъявлением к оплате доли электроэнергии, потраченной на общедомовые нужды, возрастает необходимость ежемесячного учета электропотребления как каждого абонента в отдельности, так и дома в целом, и мы это учли, - прокомментировал Виктор Владимирович. – Такой подход дает более ясное представление о расходе электроэнергии, позволяет проконтролировать точность снятия показаний и быстрее разобраться в случае каких-то нестыковок. Решение о возвращении к ежемесячному выставлению квитанций далось нелегко, поскольку является затратным мероприятием. Но на сегодняшний день оно уже принято. Хотя у абонентов остается возможность заплатить и сразу за квартал, к чему многие привыкли за последнее время. Вариант очень удобный, если некогда отвлекаться на подобные проблемы каждый месяц». На вопрос, станет ли со временем больше платежных терминалов, с помощью которых можно рассчитаться за электроэнергию, генеральный директор ОАО «ДЭК» ответил, что сеть их конечно же будет расширяться. Но это только один из вариантов совершенствования форм взаимоотношений с потребителями. Возможности для того, чтобы человек мог без проблем заплатить за потребленную электроэнергию, не тратя много времени, будут продолжать расширяться. И тут главным средством должен стать Интернет. Уже в первом квартале наступающего года абоненты смогут, выйдя на сайт Дальневосточной энергетической компании, распечатать свою квитанцию по оплате потребленной электроэнергии. Вслед за этим промежуточным вариантом будет отработан алгоритм произведения расчетов через Интернет и в целом механизм интерактивного обслуживания клиентов. Хотя и традиционные формы обслуживания не уходят в прошлое. На следующий год запланировано открытие новых офисов работы с клиентами.Какими будут тарифы по оплате электроэнергии в следующем году? На момент проведения пресс-конференции решение краевого департамента по тарифам на этот счет еще не было принято. По информации Виктора Милуша, прогнозируется объективный рост на уровне не более 10 процентов, покрывающих инфляцию.Журналисты поинтересовались, произойдет ли выравнивание тарифа для юридических и физических лиц (это всячески стимулирует российское законодательство).«Нет, при нынешней динамике роста тарифа перекрестное субсидирование пока еще не ликвидируется, - пояснил Виктор Милуш. - По нашим расчетам, если «перекрестку» ежегодно убирать по 10 процентов, то она частично останется вплоть до 2020 года. На сегодняшний день в Приморье самая большая доля перекрестного субсидирования, промышленные предприятия покрывают примерно около рубля с каждого потребленного населением киловатт-часа. Нельзя не понимать, что при такой нагрузке на экономику продукция предприятий теряет в своей конкурентоспособности на рынке. Поэтому выравнивание тарифа для физических и юридических лиц должно происходить. Но процесс этот будет идти постепенно».Экономия не заставит себя долго ждатьЗаинтересованным получилось обсуждение актуальной на сегодня темы энергосбережения и энергоэффективности. Она перестала быть «вотчиной» лишь самих энергетиков. Потребители тоже все больше вникают в то, о чем идет речь. Лучше освоить азбуку энергосбережения помогают брошюры с наглядным и популярно изложенным материалом, которые выпускает ОАО «ДЭК», большая разъяснительная работа как среди взрослых, так и среди детей. Она ведется начиная с детсадов и школ. Здесь это делается в форме игр и всевозможных конкурсов.По большому счету, энергосбережению способствуют и общедомовые начисления (ОДН), зачастую вызывающие негативную реакцию. По мнению Виктора Милуша, установка общедомовых приборов учета и предъявление к оплате каждому абоненту доли ОДН заставили собственников жилья заниматься электрическими сетями своих домов, стараться уменьшить потери, совершенствовать учет расхода электроэнергии, в том числе поквартирный. Это подтверждает множество примеров. Если сначала суммы ОДН «зашкаливали», то потом во многих домах они снизились до вполне реальных и уже необременительных для жильцов.В первом квартале следующего года во всех регионах, где работают филиалы ОАО «ДЭК», планируется показать на примере одного многоквартирного жилого дома, какой эффект дает образцовое содержание внутридомового хозяйства. «За счет нашей компании мы установим здесь общедомовые приборы учета, заменим старые поквартирные счетчики на новые, соответствующие нормативному классу точности, сделаем ревизию всей проводки и поменяем выявленные проблемные места, - поделился намеченным Виктор Милуш. - Думаю, результат будет показательным для всех, в том числе для собственников жилья и управляющих компаний: если занимаешься своим электрохозяйством, то обязательно добьешься экономии».Прежде чем выставлять квитанции с учетом ОДН, дома обследуются по выявлению безучетного потребления и хищения электроэнергии, проверяется, как налажен учет ее расхода магазинами, парикмахерскими, мастерскими, расположенными на первых этажах. Такая работа проводится и дальше совместно с управляющими компаниями и жильцами. При установлении фактов безучетного потребления электроэнергии производится перерасчет. Виктор Милуш отметил, что введение ОДН дало понимание того, что электроэнергия – не что иное, как товар, произведенная продукция. Причем предоставляется она авансом в отличие от магазина, где, пока не заплатишь, ничего не купишь. Поэтому не может быть такого понятия, как «нераспределенная электроэнергия». На сегодняшний день примерно 60 процентов всех многоквартирных домов в Приморском крае оборудовано общедомовыми приборами учета. Остальной жилой фонд должен быть оснащен счетчиками до конца 2012 года. Поскольку энергетики считают это общей задачей, то частично участвуют в финансировании таких программ. На случай, если какие-то дома не уложатся до названного срока, законодательством предусматриваются варианты установки приборов учета в рассрочку.Справка «В» ОАО «ДЭК» образовано путем слияния региональных энергосистем Дальнего Востока и осуществляет деятельность на территории Приморья, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области. Компания является основным гарантирующим поставщиком электроэнергии для населения и предприятий второй неценовой зоны оптового рынка электроэнергии, а также имеет статус единого закупщика, выполняющего функцию покупки и продажи электроэнергии участникам оптового рынка второй неценовой зоны. Клиенты компании – это свыше 38 тысяч юридических лиц и более 1,5 миллиона жителей региона. Ежегодное потребление электроэнергии на обслуживаемой территории составляет порядка 20 миллиардов киловатт-часов.
Автор:
Надежда БРАЖИНА