Влюбленный в кино
Андрей Холенко: на драмы пока сил нет
Андрей Холенко: на драмы пока сил нетБольшое оживление в среде приморских кинознатоков вызвало известие о том, что российский фильм «Дом без адреса» получил Гран-при на американском международном кинофестивале (AIFF 2010) в номинации «Лучший полнометражный фильм на иностранном языке». Кроме того, картина, созданная нашими земляками, была отмечена за лучшую режиссерскую работу (а на кинофестивале были представлены работы независимых кинематографистов из США, Великобритании, Канады, Франции, Швеции, Испании, Ирландии, Китая, Индии, Бразилии, Венесуэллы).Достаточно взглянуть на имена создателей фильма – режиссера и авторов сценария, чтобы понять, в чем причина повышенного интереса приморцев к этой ленте: режиссер – Андрей Холенко, авторы сценария – Андрей Холенко, Юрий Гончаров. Юрий Гончаров всем во Владивостоке хорошо известен, в том числе в качестве программного директора кинофестиваля «Меридианы Тихого», а Андрей Холенко, ныне живущий в Москве, мало того, что создавал ОТВ-Прим, так еще и в газете «Владивосток» отработал несколько лет в качестве заместителя главного редактора.Кстати говоря, в этом году в программе восьмого кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» значилась особая программа «Сделано во Владивостоке». В нее вошли фильмы, снятые теми, кто живет в нашем городе. «Дом без адреса» принимал участие в этой программе, а Андрей Холенко прилетал в родной город и представлял свою картину зрителю…- И как вам показался город, в котором вы не были девять лет? - Знаете… Так получилось, что за последние годы я очень много ездил – как по России, так и за рубеж. И пока ехал из аэропорта во Владивосток, анализировал свои чувства. Дорогу в город не узнать! Хорошо, что она меняется к лучшему. Сам город – удивительный, уникальный. Сопки, море – ни с чем этот вид не спутать. Город приятно изменился, а какой колорит придадут ему мосты! Мне показалось, что сегодняшний Владивосток приближается к тому, каким он мог бы быть, к тому, какой у него есть потенциал. - Наверняка вы смотрели на Владивосток глазами человека, который снимает кино…- Да. И вот что могу сказать. У города, у края есть все шансы, чтобы стать киносъемочной базой. У нас здесь – я не преувеличиваю! - самые красивые места в мире! Море, тайга, яркие краски, живые, со здоровым блеском в глазах люди… Здесь можно снимать потрясающее кино. Если бы… Если бы не отсутствие технической базы. Удивительно, что этим никто всерьез до сих пор не занялся, ведь отличная бизнес-идея! Если бы киношникам не приходилось везти за тридевять земель съемочное и осветительное оборудования, генераторы, что сильно увеличивает бюджет фильма, а можно было бы брать на месте, сюда бы косяком повалили съемочные группы! Да и у местных режиссеров появилась бы возможность снимать фильмы более качественные. - Ну вот мы и подошли вплотную к кино. Как вы, журналист, руководитель телеканала, пришли к съемкам фильма, к мысли делать кино?- Вопреки всему, - смеется Андрей Викторович. – Меня жизнь постоянно направляла по административной, так сказать, линии: в школе был председателем совета дружины, в армии – старшиной, в университете работал в студсовете, потом был замредактора газеты, руководитель телеканала… А я сопротивлялся. Как мог. Потом показалось, что жизнь все же пойдет по административной части: я получил второе высшее образование – менеджерское, руководя телеканалом, занимался хозяйственными вопросами, кадровыми…Но стремление к творчеству задушить невозможно. Эта часть моего «я», много лет дремавшая, в один прекрасный момент просто начала бунтовать! Случилось это тогда, когда я уже уехал в Москву, где быстро получил работу линейного продюсера на одной из киностудий, которые снимают сериалы для канала «Россия». К примеру, моим проектом был сериал «Танго втроем». Его снимали то в России, то в Аргентине, так что какое-то время я жил в полетах между Москвой и Буэнос-Айресом, организовывал производство. Работал, работал, а потом вдруг понял: все. Продюсер участвует в производстве фильма в известной степени: ищет финансы, составляет сметы, привлекает людей, проводит кастинг, приглашает режиссера, но, когда начинается собственно работа, главным на площадке оказывается режиссер. Душа требовала другого: перешагнуть порог, оказаться в гуще, где принимаются творческие решения.Вот так я и пришел к мысли о необходимости третьего высшего образования. Поступил во ВГИК на продюсерское отделение. Но уже после первого месяца обучения перевелся на режиссерское. Ни капли об этом не жалею, очень счастлив.Снимал документальные фильмы, короткометражки… А потом решил, что пора обратиться к полному метру. - И вы с Юрием Гончаровым нашли друг друга? - Мы с Юрой много лет общались, не теряли связи. По моему приглашению он прилетал в Москву, когда я еще работал на киностудии, прошел стажировку. И когда мы с продюсером Аленой Шмаковой стали всерьез думать о полном метре, то рассматривали несколько сценариев, в том числе сценарий Юры. Это была новогодняя лирическая комедия. И мы очень хотели ее снять, даже начали подготовительный период, но поняли, что не успеем. Зима шла к концу, и натурные съемки – снег, новогоднюю иллюминацию, тематическую рекламу магазинов, витрины с елочками – уже было невозможно сделать. Поэтому мы этот проект пока отложили, но сотрудничество с Юрой продолжили. Просто позвонили и сказали: а давай-ка прилетай к нам в Москву, мы тебе покажем объект, в котором хотим снять фильм, он совершенно необычный… Это дом Алены Шмаковой, который и правда не имеет адреса. Когда Юра прилетел, мы проговорили чуть ли не двое суток, обсуждали, какие мировоззренческие позиции должны быть отражены в фильме. Юрий через несколько дней прислал три варианта синопсиса, мы остановились на одном, стали его развивать, так прошло еще недели две. Потом стало ясно – улучшения синопсиса могут продолжаться бесконечно, а сроки поджимают. И я сказал Юре: пиши, сделай хорошую завершенную историю. В конце марта Юрий прислал очень неплохой сценарий, работа началась в апреле-мае, а сам фильм – строго согласно плану – сняли в июне, в июле-августе шел монтаж, мы много работали над звуком, цветом… Но сроки соблюли, и к нужной дате картина была готова. А нужная дата – это время проведения кинофестиваля «Меридианы Тихого», мы мечтали показать фильм именно во Владивостоке. - Как вам удалось заполучить на роль матери главной героини саму Светлану Немоляеву?..- Светлану Владимировну я сразу видел в этой роли, с самого начала. Долго не решался ей позвонить, провел кастинг всех остальных актеров, более ста человек отсмотрел… И лишь тогда набрался смелости позвонить Светлане Владимировне. Привезли сценарий, она прочла – и согласилась сниматься. От этого сотрудничества я получил профессиональное удовольствие. И вынес главный урок, который я получил от нее как от человека, который всю жизнь посвятил одной профессии и добился в профессии потрясающих успехов: если ты хочешь чего-то добиться, посвяти этому жизнь.- Волновались ли вы во время показа фильма во Владивостоке?- Я уже не так молод, чтобы сильно волноваться… Когда был завершен монтаж, фильм зажил своей жизнью… Я его люблю, помню каждый кадр, варианты каждого кадра, помню, что некоторые сцены у нас были сняты с восьмого-девятого дубля, а некоторые получались с первого… Но ловлю себя на том, что интереснее всего мне смотреть на реакцию зрителей, а не на то, что на экране. В зале отеля «Хендэ», когда шел «Дом без адреса», я следил за зрителями… Это было удивительно! Зал полный, много людей, кто-то плачет, вдруг прокатывается смех… - При том, что фильм у вас получился достойный, прокатная его судьба вряд ли будет очень удачной… Вас это расстраивает?- Да, максимум, на что можно рассчитывать, так это на то, что фильм выйдет на DVD… Но я не расстраиваюсь. С самого начала мы понимали, что снимаем не коммерческое кино, что «Дом без адреса» вряд ли будет куплен прокатчиками… Прокатным конторам другое подавай: высокобюджетный зарубежный мэйнстрим, российское кино идет вторым планом, разве что нелепые комедии выбиваются в большие залы. Впрочем, я уверен, что тенденция обязательно изменится! Не сомневаюсь и в том, что «Дом без адреса» найдет своего зрителя…- Я так понимаю, что мы еще не раз увидим в титрах: «Режиссер – Андрей Холенко»… Кино зацепило вас, назад, к спокойной работе продюсера не тянет?- Спокойной… Вряд ли так можно назвать работу продюсера. Кроме того, я очень рад, что в моей жизни был такой опыт, мне повезло, я стал режиссером, отлично понимая процесс производства кино изнутри. Это очень здорово! А главное – опыт продюсерской работы был бесценным во время работы над «Домом без адреса», ведь – признаюсь по секрету – снимали мы кино на мои и продюсера деньги. - И значит, вы опять окунетесь в работу, в съемки фильма. Что это будет? Опять авторское, фестивальное кино?- Не уверен. Психологическая драма – а именно так определяется жанр «Дома без адреса» – снимается тяжело, непросто. Многие вещи, о которых задумывается героиня, я переживал сам, когда работал над фильмом… И пока не чувствую в себе сил снова браться за драму. Очень хочется снять комедию, хотя я и понимаю, что на самом деле комедию, наверное, даже труднее снимать. Хотелось бы снять детектив, у меня даже сценарий есть, мой собственный… Так что работать буду, а над чем именно – время покажет. КстатиВо время нашего разговора Андрей Холенко не раз упоминал о том, что проложить дорогу к собственному фильму ему помог выработанный в Приморье характер, особый, свойственный только жителям наших краев взгляд на жизнь…- Люди, которые живут на Дальнем Востоке, отличаются от других россиян. Здесь человек рассчитывать может только на собственные силы да поддержку соседа, друга… А царь, генсек или президент слишком далеко, чтобы на них можно было положиться. Живущие здесь имеют на все свою точку зрения и умеют ее отстаивать.
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ