Морские трагедии начинаются на берегу
Петр Осичанский предлагает спасать моряков... на суше
Петр Осичанский предлагает спасать моряков... на суше«Три огромные волны одна за другой обрушились на судно минут через 20 после получения статического крена. Они расшатали и выбили крышку понтонного перекрытия в кормовой части второго трюма. Вслед за ней стали срываться со своих мест остальные понтоны, и через какое-то мгновение второй трюм оказался полностью затопленным. Крен на левый борт стал стремительно нарастать…»Это было начало конца теплохода «Ароса», потерпевшего кораблекрушение в ледяных волнах Японского моря 2 ноября 2004 года. Холодным ноябрьским утром из 15 членов экипажа погибли 8.Осенне-зимние месяцы – самое опасное время на море. Особенно в восточном и северо-восточном регионе Мирового океана. Не случайно на этот период приходится наибольшее количество морских аварий с гибелью людей и судов. Пособие по выживаемости Гибель «Аросы» – лишь одна из многочисленных морских катастроф, описанных в книге «Спасите нас на суше» президентом Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петром Осичанским. Книга вышла в свет в августе 2010 года, а материалы для нее автор собирал, можно сказать, всю жизнь – когда ходил в моря, стоял на капитанском мостике и когда разбирался в причинах морских трагедий в составе экспертной комиссии как представитель Международной федерации транспортников по Дальнему Востоку России (ITF). О том, что у Петра Ивановича накоплен огромный бесценный материал по этой теме, знали многие, чья жизнь так или иначе связана с морем. А когда книга вышла из печати, мне, как журналисту, давно занимающемуся морской тематикой, звонили многие знакомые моряки с одним вопросом: «Ты еще не читала? Это больше, чем просто книга, это пособие по выживаемости, написанное увлекательно и правдиво. Ее нужно изучить каждому, кто отправляется в море!».Собрав известнейших в крае моряков в редакции «В» для обмена мнениями о книге «Спасите нас на суше», я не сомневалась: разговор пойдет не только о ней. Так и случилось. Представители торгового, военного и рыбацкого флотов обсуждали причины разрушения российского флота. В медиацентре газеты «Владивосток» собрались люди, десятки лет безаварийно работавшие на морском транспорте, чьи имена в нашем морском городе известны многим. Это капитан-ледокольщик, Герой Социалистического Труда Вадим Абоносимов, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский, вице-адмирал в отставке Борис Приходько, президент судоходной компании «РИМСКО» Фазил Алиев, заместитель директора департамента безопасности мореплавания Дальневосточного морского пароходства Борис Шабанов, капитан дальнего плавания Владимир Черепанов, вице-президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов лоцман Вячеслав Смелов. Назначен «стрелочником»– Почему кораблекрушения в России повторяются из года в год? Потому что их расследование всегда велось с одной целью: найти «стрелочника». Пожалуй, впервые это наше мнение озвучено в книге, – говорили моряки.Надо отметить, что Осичанский подробно остановился на более чем 60 авариях на море, разделив весь материал на 10 частей: столкновения судов, ледовые аварии, аварии с лоцманом на борту, фундамент капитанской интуиции, кораблекрушения, морские катастрофы периода приватизации, взрывы на судах, пожары на пассажирских судах, экологические аварии, морские истории современности. А размещенные в книге фотографии судов, где произошло ЧП, действительно редко где еще можно увидеть.– Идея витала в воздухе, и родилась она давно, – признался Петр Осичанский. – За 21 год своего существования ассоциация капитанов сделала свыше 60 экспертиз. Когда мы работаем над экспертизой, мы получаем доступ к информации в полном объеме. Например, только по одному случаю прокуратура нам предоставляет, бывает, по восемь томов уголовного дела! Анализируя все эти данные, общаясь с выжившими людьми, ты начинаешь понимать истинные причины трагедии. Вспоминаются истории судов «Капитан Усков», «Вест» (2 ноября 2004 г., суда «Римско» принимали участие в спасении, капитан буксира был награжден медалью) – по последнему вообще не было никаких документов. Например, чтобы выяснить, какая остойчивость была у судна, пришлось запрашивать у соответствующих органов таможенные манифесты на груз. Благодаря им удалось создать общую картину и сделать соответствующие выводы.* * *«В 8.45 капитан «Аросы» дал команду экипажу покинуть судно. Весь экипаж из 15 человек собрался на кормовой палубе, но ни надеть гидротермокостюмы, ни спустить плот экипаж не успел: очередная крупная волна накрыла судно и смыла с кормовой палубы капитана, несколько членов экипажа, спасательный плот, гидротермокостюмы, мешок с судовыми документами и документами членов экипажа. …Оставшиеся моряки стали прыгать за борт в ледяную воду и вплавь добираться до спасательного плота, в котором уже были четыре человека. Они-то и помогли забраться на плот вконец окоченевшим старшему механику, электромеханику, 3-му механику, мотористу и повару. На плоту оказались 9 человек, еще 6 человек остались один на один с бушующим морем, но с плота их никто не наблюдал».Не давите на капитана– Для моряков такой анализ бесценен, – убежден Вадим Абоносимов. – Да и для молодых штурманов и курсантов подобные книги просто необходимы. Эта книга должна стать настольной для каждого моряка. Пишет профессионал, не скрывая того, что ежегодно до двух тысяч моряков погибают. Грамотный разбор и анализ поведения капитанов, экипажей в экстремальной ситуации. Название книги наконец-то показывает, что трагедия в море начинается на берегу. Коллеги Вадима Ивановича единодушны: не надо «давить» на капитана, если он отказывается выходить в море, – значит, у него есть веские причины для этого. Что главное в голове у капитана судна? Понятие «остойчивость». Особенно, когда на борту груз. На сухогрузе при погрузке три штурмана стоят на палубе с секундомером и считают остойчивость судна, размещая груз. Конечно, если говорить, к примеру, о «Синегорье», то там часть вины капитана есть, но все же больше виноват судовладелец, потому что он бросил пароход, люди, ответственные за связь, не вышли в эфир, и когда все суда зашли в укрытие, потому что был сильный шторм, команду «Синегорья» о нем не предупредили.* * *«Единственный человек, которому повезло в тот день,был капитан «Аросы». Он и впрямь родился в рубашке, если смог без гидротермокостюма выжить в ледяных волнах Японского моря, не потеряться и не растеряться в холодной кромешной мгле и спастись: спасатель «Гриф» совершенно случайно наткнулся на него, когда следовал к месту гибели «Аросы». Подойдя к спасательному плоту, «Гриф» приступил к приему людей. В штормовых условиях сделать это было нелегко: только принимаешь на борт одного моряка, как плот тут же отбрасывает набежавшей волной в сторону, и нужно снова маневрировать, чтобы подойти к нему. Закрепить плот к борту судна не удавалось, концы не выдерживали натиска волн и рвались. К тому же моряки на плоту уже не реагировали на команды с буксира, так как находились в состоянии сильнейшего стресса и крайней степени отчаяния. При очередной попытке взобраться на борт спасателя не выдержали нервы у повара: она прыгнула на штормтрап преждевременно, не сумела ухватиться достаточно крепко и упала в воду. Больше ее никто не видел. В следующее мгновение набежавшей волной и порывом ветра плот был перевернут несколько раз, словно сорванный бурьян в открытом поле, и находящиеся еще на нем старший механик и 3-й механик стали последними жертвами этого многострадального экипажа». Система разрушена– Вы даже не представляете, как тяжело моим капитанам, – отвечает на вопрос о давлении на капитана Фазил Алиев. – Ведь я не только руководитель корпорации, но еще и действующий капитан. В этом году в апреле сам выходил в рейс на нашем спасателе как капитан. К великому сожалению, мне, как капитану, не удалось пройти по Северному морскому пути, но я об этом читаю в книгах Вадима Ивановича Абоносимова с огромным интересом и уважением. «Спасите нас на суше» Петра Ивановича Осичанского для меня в этом же ряду книг, написанных кровью и с открытым сердцем. Она о моряках и для моряков, но, думаю, что ее с интересом прочитают и люди других профессий.Я сижу в своем кабинете, как на капитанском мостике, – вижу, где находятся наши суда в любой точке мира. Да, техника сегодня на высоте, и суда стали намного современнее. Но подготовка нынешних моряков зачастую… ниже ватерлинии. Моряки торгового флота в советское время проходили серьезную подготовку, прежде чем встать на капитанский мостик. У старой гвардии моряков, как говорится, есть еще порох, а молодежь совершенно неподготовленная. В советских вузах была система обучения, которая сегодня разрушена и вряд ли ее можно восстановить. Бывает, что штурман дорастает до капитана, а потом как бы ломается.А о том, что сейчас диплом судоводителя сплошь и рядом покупается, я вообще спокойно говорить не могу, меня это возмущает до глубины души. И эффективной процедуры лишения таких дипломов на самом деле до сих пор нет!Уверен, что причина многих аварий кроется в неумелой эксплуатации механизмов. То есть этот горе-специалист не только своей жизнью рискует, он еще и 22 человека экипажа подставляет. Моряки очень хотели бы, чтобы эту книгу прочитали руководители Росморспасслужбы, министерства транспорта и все, кто имеет хоть какое-то отношение к работе на море. Прочитают, задумаются и сделают правильные выводы.– В стране фактически нет спасательной службы на море, – возмущаются капитаны.– Говорят много, но наступают на те же грабли. Возьмите одно из последних ЧП – спасение судна «Василий» на Дальнем Востоке. Капитан буксира, выключив рацию, чтобы не отвлекаться на «ценные указания» с берега, самостоятельно выходит на помощь и поднимает на борт хотя бы 9 человек. А в это время судно-спасатель стоит, ведет переговоры с берегом. – Для меня, действующего лоцмана, эта книга – серьезное предостережение, – говорит Вячеслав Смелов.– Как вести себя в чрезвычайной ситуации – вроде бы все хорошо знают. Не секрет, что у человека в ежедневной рутинной работе чувство опасности притупляется. И жизнь вдруг порой подкидывает такие сюрпризы, что их невозможно предусмотреть в уставе и нормативных документах. Истории аварий, описанные в книге,– свидетельства тех, кто побывал в таких переделках, кто разбирался и анализировал причины и роковые случайности. Разобраться в них каждому моряку – значит выжить в экстремальной ситуации.Сколько еще нужно аварий на море, сколько смертей моряков, чтобы достучаться до чиновников?! «Спасите нас на суше» – прямое обращение ко всем нам. От лица тех, кто уже не может ничего сказать, и во имя тех, кого еще можно спасти в будущих авариях на море.
Автор:
Татьяна НАДЕИНА