Морские трагедии начинаются на берегу

Петр Осичанский предлагает спасать моряков... на суше

8 дек. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2846 от 8 дек. 2010
ffde1719e01b75bdea1c5e2b4cb60e27.jpg Петр Осичанский предлагает спасать моряков... на суше«Три огромные волны одна за другой обрушились на судно минут через 20 после получения статического крена. Они расшатали и выбили крышку понтонного перекрытия в кормовой части второго трюма. Вслед за ней стали срываться со своих мест остальные понтоны, и через какое-то мгновение второй трюм оказался полностью затопленным. Крен на левый борт стал стремительно нарастать…»Это было начало конца теплохода «Ароса», потерпевшего кораблекрушение в ледяных волнах Японского моря 2 ноября 2004 года. Холодным ноябрьским утром из 15 членов экипажа погибли 8.Осенне-зимние месяцы – самое опасное время на море. Особенно в восточном и северо-восточном регионе Мирового океана. Не случайно на этот период приходится наибольшее количество морских аварий с гибелью людей и судов. Пособие по выживаемости Гибель «Аросы» – лишь одна из многочисленных морских катастроф, описанных в книге «Спасите нас на суше» президентом Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петром Осичанским. Книга вышла в свет в августе 2010 года, а материалы для нее автор собирал, можно сказать, всю жизнь – когда ходил в моря, стоял на капитанском мостике и когда разбирался в причинах морских трагедий в составе экспертной комиссии как представитель Международной федерации транспортников по Дальнему Востоку России (ITF). О том, что у Петра Ивановича накоплен огромный бесценный материал по этой теме, знали многие, чья жизнь так или иначе связана с морем. А когда книга вышла из печати, мне, как журналисту, давно занимающемуся морской тематикой, звонили многие знакомые моряки с одним вопросом: «Ты еще не читала? Это больше, чем просто книга, это пособие по выживаемости, написанное увлекательно и правдиво. Ее нужно изучить каждому, кто отправляется в море!».Собрав известнейших в крае моряков в редакции «В» для обмена мнениями о книге «Спасите нас на суше», я не сомневалась: разговор пойдет не только о ней. Так и случилось. Представители торгового, военного и рыбацкого флотов обсуждали причины разрушения российского флота. В медиацентре газеты «Владивосток» собрались люди, десятки лет безаварийно работавшие на морском транспорте, чьи имена в нашем морском городе известны многим. Это капитан-ледокольщик, Герой Социалистического Труда Вадим Абоносимов, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский, вице-адмирал в отставке Борис Приходько, президент судоходной компании «РИМСКО» Фазил Алиев, заместитель директора департамента безопасности мореплавания Дальневосточного морского пароходства Борис Шабанов, капитан дальнего плавания Владимир Черепанов, вице-президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов лоцман Вячеслав Смелов. Назначен «стрелочником»– Почему кораблекрушения в России повторяются из года в год? Потому что их расследование всегда велось с одной целью: найти «стрелочника». Пожалуй, впервые это наше мнение озвучено в книге, – говорили моряки.Надо отметить, что Осичанский подробно остановился на более чем 60 авариях на море, разделив весь материал на 10 частей: столкновения судов, ледовые аварии, аварии с лоцманом на борту, фундамент капитанской интуиции, кораблекрушения, морские катастрофы периода приватизации, взрывы на судах, пожары на пассажирских судах, экологические аварии, морские истории современности. А размещенные в книге фотографии судов, где произошло ЧП, действительно редко где еще можно увидеть.– Идея витала в воздухе, и родилась она давно, – признался Петр Осичанский. – За 21 год своего существования ассоциация капитанов сделала свыше 60 экспертиз. Когда мы работаем над экспертизой, мы получаем доступ к информации в полном объеме. Например, только по одному случаю прокуратура нам предоставляет, бывает, по восемь томов уголовного дела! Анализируя все эти данные, общаясь с выжившими людьми, ты начинаешь понимать истинные причины трагедии. Вспоминаются истории судов «Капитан Усков», «Вест» (2 ноября 2004 г., суда «Римско» принимали участие в спасении, капитан буксира был награжден медалью) – по последнему вообще не было никаких документов. Например, чтобы выяснить, какая остойчивость была у судна, пришлось запрашивать у соответствующих органов таможенные манифесты на груз. Благодаря им удалось создать общую картину и сделать соответствующие выводы.* * *«В 8.45 капитан «Аросы» дал команду экипажу покинуть судно. Весь экипаж из 15 человек собрался на кормовой палубе, но ни надеть гидротермокостюмы, ни спустить плот экипаж не успел: очередная крупная волна накрыла судно и смыла с кормовой палубы капитана, несколько членов экипажа, спасательный плот, гидротермокостюмы, мешок с судовыми документами и документами членов экипажа. …Оставшиеся моряки стали прыгать за борт в ледяную воду и вплавь добираться до спасательного плота, в котором уже были четыре человека. Они-то и помогли забраться на плот вконец окоченевшим старшему механику, электромеханику, 3-му механику, мотористу и повару. На плоту оказались 9 человек, еще 6 человек остались один на один с бушующим морем, но с плота их никто не наблюдал».Не давите на капитана– Для моряков такой анализ бесценен, – убежден Вадим Абоносимов. – Да и для молодых штурманов и курсантов подобные книги просто необходимы. Эта книга должна стать настольной для каждого моряка. Пишет профессионал, не скрывая того, что ежегодно до двух тысяч моряков погибают. Грамотный разбор и анализ поведения капитанов, экипажей в экстремальной ситуации. Название книги наконец-то показывает, что трагедия в море начинается на берегу. Коллеги Вадима Ивановича единодушны: не надо «давить» на капитана, если он отказывается выходить в море, – значит, у него есть веские причины для этого. Что главное в голове у капитана судна? Понятие «остойчивость». Особенно, когда на борту груз. На сухогрузе при погрузке три штурмана стоят на палубе с секундомером и считают остойчивость судна, размещая груз. Конечно, если говорить, к примеру, о «Синегорье», то там часть вины капитана есть, но все же больше виноват судовладелец, потому что он бросил пароход, люди, ответственные за связь, не вышли в эфир, и когда все суда зашли в укрытие, потому что был сильный шторм, команду «Синегорья» о нем не предупредили.* * *«Единственный человек, которому повезло в тот день,был капитан «Аросы». Он и впрямь родился в рубашке, если смог без гидротермокостюма выжить в ледяных волнах Японского моря, не потеряться и не растеряться в холодной кромешной мгле и спастись: спасатель «Гриф» совершенно случайно наткнулся на него, когда следовал к месту гибели «Аросы». Подойдя к спасательному плоту, «Гриф» приступил к приему людей. В штормовых условиях сделать это было нелегко: только принимаешь на борт одного моряка, как плот тут же отбрасывает набежавшей волной в сторону, и нужно снова маневрировать, чтобы подойти к нему. Закрепить плот к борту судна не удавалось, концы не выдерживали натиска волн и рвались. К тому же моряки на плоту уже не реагировали на команды с буксира, так как находились в состоянии сильнейшего стресса и крайней степени отчаяния. При очередной попытке взобраться на борт спасателя не выдержали нервы у повара: она прыгнула на штормтрап преждевременно, не сумела ухватиться достаточно крепко и упала в воду. Больше ее никто не видел. В следующее мгновение набежавшей волной и порывом ветра плот был перевернут несколько раз, словно сорванный бурьян в открытом поле, и находящиеся еще на нем старший механик и 3-й механик стали последними жертвами этого многострадального экипажа». Система разрушена– Вы даже не представляете, как тяжело моим капитанам, – отвечает на вопрос о давлении на капитана Фазил Алиев. – Ведь я не только руководитель корпорации, но еще и действующий капитан. В этом году в апреле сам выходил в рейс на нашем спасателе как капитан. К великому сожалению, мне, как капитану, не удалось пройти по Северному морскому пути, но я об этом читаю в книгах Вадима Ивановича Абоносимова с огромным интересом и уважением. «Спасите нас на суше» Петра Ивановича Осичанского для меня в этом же ряду книг, написанных кровью и с открытым сердцем. Она о моряках и для моряков, но, думаю, что ее с интересом прочитают и люди других профессий.Я сижу в своем кабинете, как на капитанском мостике, – вижу, где находятся наши суда в любой точке мира. Да, техника сегодня на высоте, и суда стали намного современнее. Но подготовка нынешних моряков зачастую… ниже ватерлинии. Моряки торгового флота в советское время проходили серьезную подготовку, прежде чем встать на капитанский мостик. У старой гвардии моряков, как говорится, есть еще порох, а молодежь совершенно неподготовленная. В советских вузах была система обучения, которая сегодня разрушена и вряд ли ее можно восстановить. Бывает, что штурман дорастает до капитана, а потом как бы ломается.А о том, что сейчас диплом судоводителя сплошь и рядом покупается, я вообще спокойно говорить не могу, меня это возмущает до глубины души. И эффективной процедуры лишения таких дипломов на самом деле до сих пор нет!Уверен, что причина многих аварий кроется в неумелой эксплуатации механизмов. То есть этот горе-специалист не только своей жизнью рискует, он еще и 22 человека экипажа подставляет. Моряки очень хотели бы, чтобы эту книгу прочитали руководители Росморспасслужбы, министерства транспорта и все, кто имеет хоть какое-то отношение к работе на море. Прочитают, задумаются и сделают правильные выводы.– В стране фактически нет спасательной службы на море, – возмущаются капитаны.– Говорят много, но наступают на те же грабли. Возьмите одно из последних ЧП – спасение судна «Василий» на Дальнем Востоке. Капитан буксира, выключив рацию, чтобы не отвлекаться на «ценные указания» с берега, самостоятельно выходит на помощь и поднимает на борт хотя бы 9 человек. А в это время судно-спасатель стоит, ведет переговоры с берегом. – Для меня, действующего лоцмана, эта книга – серьезное предостережение, – говорит Вячеслав Смелов.– Как вести себя в чрезвычайной ситуации – вроде бы все хорошо знают. Не секрет, что у человека в ежедневной рутинной работе чувство опасности притупляется. И жизнь вдруг порой подкидывает такие сюрпризы, что их невозможно предусмотреть в уставе и нормативных документах. Истории аварий, описанные в книге,– свидетельства тех, кто побывал в таких переделках, кто разбирался и анализировал причины и роковые случайности. Разобраться в них каждому моряку – значит выжить в экстремальной ситуации.Сколько еще нужно аварий на море, сколько смертей моряков, чтобы достучаться до чиновников?! «Спасите нас на суше» – прямое обращение ко всем нам. От лица тех, кто уже не может ничего сказать, и во имя тех, кого еще можно спасти в будущих авариях на море.