Город как альбом для раскрашивания
Главный городской художник Павел Шугуров уверен: нужно создавать уникальные проекты
Главный городской художник Павел Шугуров уверен: нужно создавать уникальные проектыНемногим больше месяца Павел Шугуров работает в должности руководителя отдела городского дизайна (главный художник) при администрации Владивостока. Месяц – это очень немного. Тем не менее свои эмоции от работы Павел уже успел выразить в очень ярком перфомансе «Клей для чиновника». А вот о ближайших планах стоит поговорить отдельно…–Вы ведь теперь в некотором смысле отвечаете за облик Владивостока, перед вами, можно сказать, холст, который марали десятилетиями… С какого уголка отмывать начнете, приводить в порядок?–Пока моя работа сводится к тому, чтобы упорядочить тот процесс «раскрашивания» Владивостока, который идет сейчас. Мы ужесточили требования к наружной рекламе, некоторые коммерсанты уже стали жаловаться, что в городе невозможно стало повесить растяжку или щит. Возможно, но только по-настоящему качественные! Нам еще долго расхлебывать плоды «раскрашивания» прошлых лет.Занимаемся проблемой колористики города – в какой цвет красить дома, чтобы это было и красиво, и в ансамбле смотрелось гармонично.К юбилею города появилось несколько объектов во Владивостоке, которые его украсили, – расписанные опорные стены, к примеру.Но это, конечно, только часть работы…–В чем секрет того, что расписанные опорные стены не были тут же испакощены доморощенными граффити?–Да в том, что расписывали эти стены как раз те команды, которые занимаются граффити! Мы дали молодым ребятам возможность проявить себя. Граффити – это подростковое самоутверждение, в самоутверждении нет ничего плохого, это естественный процесс. Наша задача – направить этот процесс так, чтобы в итоге он работал на благо окружающих. Ребята получили возможность высказаться масштабнее. За своим творчеством они следят…–С молодежью все понятно, она полна энтузиазма. Но идут ли вам навстречу, если понадобится, маститые художники?–Скептицизма у людей солидных, конечно, много, процентов 85 художников точно сказали, что с городом работать не будут, они выстраивают свой собственный волшебный мир, в который пускают зрителя только на выставках. Я не очень разделяю такую позицию, считаю ее декоративной. Такой взгляд на мир не меняет ни зрителя, ни самого художника.В то же время есть некоторый процент художников, которые готовы работать. Но здесь появляются уже иные проблемы. Если говорить о художниках старой школы, привыкших работать в советские времена, то они и в современных условиях хотят работать по той системе, а сегодня и законы другие, и требования… Они все работают как частные лица, а мэрия не имеет права заключать контракты с частными лицами. Превращаться в юридическое лицо многие художники не хотят, это ведь регистрироваться надо, осваивать бухгалтерию и так далее… Многие не могут составить смету… По большому счету, некоторые могут предложить только идею, даже без вариантов воплощения. А это никому не нужно – кто будет за них претворять идею в жизнь?С другой стороны, если человек с именем готов действительно работать с городом, то и городу нужно изыскивать возможности, чтобы пойти ему навстречу… Хотя и не мои это должностные обязанности, но я бы этим занялся.Очень много упирается в вопросы собственности на землю, здания. Есть целый список того, что хотелось бы сделать, целый план. Хотелось бы, чтобы в разных местах города появилась городская скульптура, которой сейчас просто нет. А нет потому, оказывается, что очень трудно регламентировать установку таких скульптур, трудно договариваться с собственниками земли и зданий… Мы с этим столкнулись, когда делали «Обитателей Миллионки», когда собственники просто отказывались…Вот возникла проблема с железным конем Игоря Обухова, который стоял на Партизанском проспекте у картинной галереи, он ведь там, по сути, нелегально стоял. Чтобы его узаконить, нужно найти ему место, а это очень трудно. У нас муниципальная земля – особенно в центре города – вся запланирована под реконструкцию к саммиту, набережная Спортивной гавани, к примеру. И там уже готовы проекты, в которые арт-объекты нужно вписывать еще на стадии проектировки, а не потом, когда все будет готово… Это тоже определенные сложности. Хотя мы стараемся работать в связке с главным архитектором города и уже есть подвижки. Вот Алексей Онуфриенко, автор оформления смотровой площадки фуникулера, будет заниматься оформлением, окончательным дизайном сквера побратимов. На стенах домов в сквере появятся бетонные арт-объекты. Помогать ему будут молодые художники, студенты, и для них это будет неоценимый опыт, ведь как-то так получилось, что во Владивостоке традиции монументального искусства вдруг потерялись, не стало преемственности. Будет очень полезно молодым увидеть, как работают мэтры, как делают эскиз и макет без компьютера…Я считаю, что моя задача – дать максимальную творческую реализацию художнику. И что любая, даже не очень идеально продуманная работа достойна исполнения. Пусть ребята слегка обломают зубы, но какой гигантский опыт получат и в следующий раз сделают лучше! Это, к примеру, относится к росписи опорных стен. Через год-другой их нужно будет переделывать, и опыт, который получили исполнители сейчас, будет ими учтен.Не считаю нужным копировать чей-то опыт. Ну как можно сказать художнику: вот я видел скверик в Китае, давайте также сделаем? Нужно создавать уникальные проекты! Жизнь города не в том, чтобы сразу все сделалось красиво, а в том, чтобы мы сами сделали город красивым! Это важнейшая принципиальная разница! Если мы сделаем сами, это будет наш город, а если нам сделают красиво и скажут: живите, будем ли мы ценить и сохранять доставшуюся нам за «просто так» красоту?
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ