Евгений Наздратенко: Нужна конструктивная работа
От редакции “В”: не секрет, что после назначения начальника краевого управления ФСБ генерала Виктора Кондратова полномочным представителем президента России в Приморье его отношения с губернатором Евгением Наздратенко нельзя назвать теплыми - несмотря на дипломатичные заявления обоих политиков, заряд критичности медленно, но верно нарастает. Ситуацию, возможно, прояснил бы диалог Евгения Наздратенко и Виктора Кондратова в прямом эфире Приморского телевидения 29 ноября, но накануне губернатор попал в автоаварию. Сегодня мы публикуем статью губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, в которой излагаются его видение ситуации в крае, его оценка отношений с полномочным представителем президента. Редакция готова предоставить возможность для выступления и другой стороне.
От редакции “В”: не секрет, что после назначения начальника краевого управления ФСБ генерала Виктора Кондратова полномочным представителем президента России в Приморье его отношения с губернатором Евгением Наздратенко нельзя назвать теплыми - несмотря на дипломатичные заявления обоих политиков, заряд критичности медленно, но верно нарастает. Ситуацию, возможно, прояснил бы диалог Евгения Наздратенко и Виктора Кондратова в прямом эфире Приморского телевидения 29 ноября, но накануне губернатор попал в автоаварию.
Сегодня мы публикуем статью губернатора Приморского края Евгения Наздратенко, в которой излагаются его видение ситуации в крае, его оценка отношений с полномочным представителем президента. Редакция готова предоставить возможность для выступления и другой стороне.
* * *
К сожалению, государственного мышления сейчас не хватает не только некоторым депутатам, но и лицу - по определению - государственному, полномочному представителю президента в крае Виктору Кондратову. В течение всего года нам приходилось решать немало острейших проблем. И в этой работе Кондратова не было рядом с нами.
Вот последний пример. Край стоит на грани замерзания из-за отсутствия жидкого топлива. Предлагаем: Виктор Евгеньевич, давайте вместе обратимся к президенту и правительству, чтобы нам разрешили использовать часть денег из трансферта на приобретение жидкого топлива. Не дождались. Будем принимать решение на свой страх и риск. А ведь речь об этом вели еще в июле, приглашали представителя президента на совет глав городов и районов края, проект указа президента передавали. Думаю, если тогда все вместе мы бы “вцепились” в эту проблему, то сейчас край не балансировал бы на грани замерзания. И вот так все полгода работы представителя президента в крае.
25 июля в обращении к средствам массовой информации он сказал: “В основе своей работы вижу необходимость решения конкретных проблем”. Таких проблем много. Прежде всего - долги бюджетникам. У Вас, Виктор Евгеньевич, есть интересный прием: принять делегацию врачей, учителей, выслушать их и отправить к губернатору. Вот я читаю Ваше письмо
№ 841 от 21.10.97: “Уважаемый Евгений Иванович! Направляю копии жалоб и обращений работников медицинских учреждений. Так как я не являюсь распорядителем средств местного и краевого бюджета, то вынужден направить эти жалобы и обращения в администрацию края. Прошу Вас дать своим службам соответствующие распоряжения”.
При чем здесь краевые службы, если зарплату врачам не платила мэрия Владивостока и на дату Вашего письма на счетах мэрии находилось 75 млрд. рублей? Мы поставили Вас в известность об этом. Зачем все эти игры в “доброго” Кондратова, который участливо слушает делегации, и “злого” Наздратенко, который “не хочет” платить зарплату? Вы можете внятно и жестко - в том числе и через средства массовой информации - потребовать от владивостокской мэрии заплатить медикам. Но не торопитесь, и 25 ноября на счетах мэрии - уже 95 млрд. рублей. Вновь пишем представителю президента: “Помогите городу, людям нужна зарплата”. Вновь молчание. Еще примеры? 7 октября на счет мэрии поступает более 3 млрд. рублей федеральной ссуды. Почти 2 месяца эти деньги не используются. Хотя это деньги не мэрии, а федерального правительства. Вот бы представителю президента, руководствуясь указом президента от 4 июня 1997 года № 550, “осуществить контроль за целевым использованием средств, выделяемых Приморскому краю из федерального бюджета”. Нет. Он не только не осуществляет контроль, но когда КРУ Минфина пытается начать в мэрии проверку, своим распоряжением ее останавливает.
“Ситуацией в городе я владею в полном объеме”, - докладывает представитель президента журналистам. Тогда почему “око государево” в упор не видело десятки миллиардов бюджетных денег, накапливающихся на счетах мэрии в те самые дни, когда десятки тысяч горожан сидели без зарплаты? Почему не замечает бесплатную газету, на которую - вместо бесплатных лекарств, вместо детских пособий - уходят средства городского бюджета? Почему, когда город завален мусором, когда останавливаются “скорые”, когда закрываются детские больницы, когда пускается провокационный лозунг о водном изобилии, когда замораживаются дома, почему, когда все это происходит, представитель президента “не вправе давать оценки местному самоуправлению”? А когда мы, краевая власть, находим деньги врачам, коммунальщикам, налаживаем работу городского хозяйства, предлагаем конкретный план действий, от Вас слышим: “Это политика. Пусть решает суд”. Но, Виктор Евгеньевич, пока суд да дело, город либо от грязи задохнется, либо без воды останется.
Всю прошлую зиму город обогревали за деньги нескольких крупных предприятий: “Дальморепродукт”, “Владивостокский морской торговый порт”, на своих плечах вытаскивали город энергетики и шахтеры. А сейчас мэрия отказывается платить им всем, загоняя в финансовый кризис. Вот бы представитель президента и воспользовался указом о дополнительных полномочиях, по которому он “координирует деятельность органов местного самоуправления по обеспечению нормализации обстановки в топливно-энергетическом комплексе края”. Нет, не дождались. Как не дождались реальной помощи и рабочие “Звезды”, и рабочие “Прогресса”. Одни обещания представителя той власти, для которой делают они работу и за которую не получают деньги.
Сколько конкретных предложений было направлено представителю президента - не перечесть. Вместе с главами муниципальных образований предлагали: давайте все вместе обратимся к президенту, попросим установить среднероссийский энерготариф в крае. Нет под этим письмом подписи Кондратова. Почти неделю ждали его подписи документы о расходовании трансферта, поступившего в начале декабря. Мы, конечно, могли, как в июне, когда представителя президента не оказалось на месте, распределить деньги. Но тогда опять обвинения в противодействии воле президента? Так что теперь жители края будут знать, благодаря кому они не вовремя получают пришедшие в край деньги. Как будут знать и жители г. Фокино, кого благодарить за то, что им на 1998 год срезали дотацию на 23,5 млрд. рублей.
18 сентября письмом № 691 представитель президента сообщил первому вице-премьеру Чубайсу, что “в г. Фокино отмечен ряд нарушений, допущенных главой администрации и его подчиненными при распределении и использовании бюджетных средств”. Прокуратура, КРУ, казначейство проверяли эту информацию, но факты не подтвердились. Зато дотацию городу срезали. Как-то представитель президента сказал журналистам: “Неважно, кто выбил деньги в Москве. Главное, деньги в край пришли”. К сожалению, Вы, Виктор Евгеньевич, делаете многое, чтобы деньги из края ушли. Не успокоились на том, что город с самым большим количеством военнослужащих лишился доходов. 2 декабря отправляете новый “сигнал” в Минфин. Еще бы, ведь за эти действия вам придется отвечать.
А может быть, такими и должны быть представители президента в регионе? Обвинять, следить, поучать. Что-то вроде надзирателя. Поработал в одном месте, перевели в другое, а вы тут сами выкарабкивайтесь. Уж очень слабо верится в приморский патриотизм Виктора Евгеньевича. Ведь он даже ни полсловом не выступил против передачи Китаю участка в Хасанском районе. Хотя его коллеги (из ФСБ) из Амурской области и Еврейской автономии открыто предупреждали об опасности передачи Китаю части нашей территории.
Вместо конструктивной работы от представителя президента слышатся то советы постороннего, то туманные угрозы, то изящная дезинформация. Виктор Евгеньевич, за полгода работы Вы во многом обещали “разобраться”. Может быть, пора переходить к делу?
А дел у нас в следующем году много. Опасаюсь только двух вещей. Прежде всего - повторения 1995 года. Тогда у нас мощно заработала горная отрасль, рванули вперед рыбаки, правительство ввело “валютный коридор” и стало душить инфляцию, а задушили производство. Уж очень робкие ростки экономического оживления пробиваются сейчас в Приморье. Одно-два неверных или скоропалительных решения правительства - и мы опять будем отброшены назад. И еще очень надеюсь, что следующий год окажется менее политизированным. Есть хорошее выражение: “Политика - это концентрированное выражение экономики”. Вот давайте экономикой и будем выражать, подтверждать и доказывать свои политические взгляды.