У вас есть право не молчать
Крупные торговые сети боятся... потребителей
Крупные торговые сети боятся... потребителейЗакон РФ «О защите прав потребителей» по-прежнему актуален и востребован при продаже товаров различных категорий. В этом убеждаются эксперты, принимая до 30 звонков в день от потребителей, сделавших неудачную покупку. Им советуют «качать» свои права и не пугаться перспектив судебных тяжб с продавцамиВ минувшую пятницу, 29 октября, в магазине «Домотехника» работал консультационный пункт для покупателей. Специалисты департамента лицензирования и торговли края рассказывали посетителям о применении закона РФ «О защите прав потребителей», раздавали образцы претензий и исковых заявлений. Интересно, что первым «клиентом» консультационного пункта стал предприниматель. Два года назад в его магазине был куплен холодильник, который поработал всего лишь месяц. Владельцы дефектного агрегата написали претензию, но в магазине почему-то затянули решение вопроса, покупатели обратились в юридическую общественную организацию и с их помощью написали исковое заявление в суд. Менеджмент магазина намерен все-таки уладить конфликт до судебных разбирательств, потому как это грозит большими материальными убытками, потерей имиджа. Был случай, когда обратился предприниматель, торгующий памперсами. Родители используют из купленной пачки один-два, убеждаются, что их ребенку они не подходят по медицинским показаниям, и пытаются вернуть вскрытую пачку в магазин. Закон разрешает не принимать такой товар назад. Но владелец магазина беспокоится, каким образом можно предотвратить конфликт, как найти выход из создавшегося положения, который бы устроил обе стороны. Сегодня специалисты отмечают, что крупные торговые сети не склонны нарушать закон, они принимают в штат юристов, активно участвуют в организации работы консультационных пунктов на своих площадях. Напомним, что с февраля этого года каждую последнюю пятницу месяца приморцы могут получить консультации по защите своих прав непосредственно в местах покупки товаров. Это сделано для того, чтобы довести до потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре или услуге еще до совершения покупки. – Уже несколько лет мы проводим для потребителей «горячую линию», – рассказала корреспонденту «В» консультант краевого департамента лицензирования и торговли Нина Забегаева. – В такие дни поступает от 15 до 30 звонков. У наших потребителей возникают разные проблемы и вопросы: кого-то качество установки пластиковых окон не устраивает, кто-то интересуется, возможно ли поменять бэушную автодверь, приобретенную в автосервисе. На мебель стали мало жаловаться. Во всяком случае, претензий к местным производителям практически нет. Зато отмечаются нарекания в адрес завезенных из центральных регионов страны и Москвы предметов обстановки. Как правило, жалуются на некомплект и несовпадение деталей по цвету, несогласованную с покупателем замену обивки. Сложности возникают даже не из-за длительности расстояний и потому затянутого по времени решения вопросов, а из-за того, что в Приморье приходит мебель из устаревших коллекций, порой уже снятых с производства. И потому заменить неподходящую деталь уже нечем. Обвал звонков мы отмечаем после праздников и приуроченных к ним распродаж. Прельстившись на скидки, потребители теряют бдительность и покупают порой залежавшийся неликвид. Но больше всего жалуются на некачественные сотовые телефоны. Они уже несколько лет возглавляют список неудачных покупок. С каждым годом аппараты совершенствуются, молодежь на полную катушку использует новые возможности гаджетов: закачивает музыку, игры, выходит в Интернет. Бывает, что программное обеспечение не выдерживает и дает сбой. Специалисты сервисных центров уверяют, что «железо» в порядке, а проблема в программе, но она не подпадает под гарантию, и потому ремонт необходимо производить за счет пользователя. – Но лично я с этим не согласна, – отмечает Нина Забегаева. – Мы же покупаем не корпус телефона в отдельности, нам интересны не только его внешний вид, дизайн, но и функциональные возможности «трубки». Если человек купил товар и не может им пользоваться, поскольку тот не обладает нужными ему потребительскими свойствами, это можно расценивать как нарушение прав покупателя. Лидером по количеству жалоб не первый год является один из крупнейших отечественных сетевых магазинов бытовой техники, уже, кстати, имеющий соответствующую репутацию. Но покупателей это не останавливает. Соблазнившимся «территорией» низких цен достается порой явный брак. Однако руководство данной торговой сети длительно не удовлетворяет требования потребителей, обратившихся с претензиями на некачественный товар, в чем и суть недовольства. Бывает, что продавец обманывает покупателей, заявляя, что замена товара при отсутствии существенных недостатков возможна только в течение 15 дней. Между тем действующим законодательством определено: если у покупателя возникают претензии не к качеству изготовления товара, а к выполнению каких-либо функций или их отсутствию, например, тихо звонит телефон, то он имеет право на замену изделия или возврат денег. – Не все потребители настроены активно бороться за свои права и доводить дело до суда, если потребуется, – отмечает председатель приморской общественной организации защиты прав человека и потребителей «Защита» Сергей Нагорный. – Этим и пользуются недобросовестные продавцы. К примеру, с претензиями на качество товара к ним обращаются 15 - 20 человек, из них только 5 -10 дойдут до суда. Даже учитывая то, что судебные издержки утяжелят компенсацию за брак в два-три раза, все равно выгодно не возвращать деньги добровольно, как того требует законодательство. Потому считаю, что не стоит лениться потребителям «качать» свои права. Тем более есть хорошая юридическая подмога, организованная администрацией края, – «Горячая линия» и консультационные пункты для потребителей. – Люди нам звонят даже из края, консультируются, мы им рассказываем, как правильно писать претензию, на какую статью закона «О защите прав потребителей» они могут ссылаться. Если вопрос не решается, к нам обращаются повторно. Недавно был такой случай: женщина осталась недовольна исполнением заказа в одном из владивостокских ателье по пошиву одежды. Дама в течение месяца несколько раз звонила к нам на «Горячую линию», консультировалась, как правильно оформить претензию, на какой объем компенсации она может рассчитывать. Руководство ателье затягивало решение вопроса. Женщина обратилась в суд и в итоге выиграла процесс.
Автор:
Александр КАРАСЕВ