Революция в транспортном цехе
Глава Владивостока поведал, в каком направлении «поедет» общественный транспорт города
Глава Владивостока поведал, в каком направлении «поедет» общественный транспорт городаВ этом году в общественном транспорте Владивостока, который принято ругать (он и старый, он и ржавый, он и грязный), произошли, без ложной скромности, революционные изменения. Появились муниципальные автобусы, из центра исчезли трамваи, впервые вместо корейских бэушных автобусов закупили новые «Газели». Кроме того, за общественным транспортом скоро будут следить из космоса – подробнее об этом мэр Игорь Пушкарев рассказал во время записи программы «Открытый город».ВПОПАТ поднимается. Из руин– Ну что сделали? – первое, о чем спросил глава города, оказавшись на территории ВПОПАТ-1 (МУП «Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта»).– На самом деле похвастать особо нечем. Предприятие в свое время довели до ужасного состояния, – грустно и тихо начал директор МУПа Артемий Кравцов.– Это мы знаем. Лирику опустите, – прервал его мэр.– Понял. По ремонтному боксу… перекрыли 1000 квадратов крыши. До конца года установим пластиковые окна.Комплекс ремонтных автомастерских – пусть и с дырявыми крышами – и территорию ВПОПАТ-1 в несколько сотен гектаров администрация города сдала в аренду за символическую плату до 2032 года. Когда администрацию возглавил Игорь Пушкарев, этот договор аренды был расторгнут через суд и автобаза вновь стала муниципальной. Теперь ВПОПАТ-1 – крупнейшее автопредприятие, которое обслуживает не только муниципальные автобусы (14 штук), но и 400 частных – а это 70 процентов всего автобусного парка в городе. Здесь машины охраняют по ночам, моют и ремонтируют.– Это чтобы болты не раскрутились на…, обтяжка болтов идет. Периодически проверять надо обязательно на…, – с трудом глотая нецензурные слова, комментирует свои действия автослесарь Михаил. Он готовит к зиме автобус с номером 82: уже прочистил печку, поменял «барабаны», сделал редуктор и поставил зимнюю резину. Но вот это «проверять надо обязательно» оказывается совсем не обязательным. Владелец частных автобусов платит – ВПОПАТ ремонтирует. – Конечно, и на нашей территории стоят перевозчики, которые пренебрегают правилами безопасности. Я могу им только порекомендовать ремонт. Но они все предупреждены об ответственности вплоть до уголовной за выпуск на линию технически неисправного автобуса, – объясняет Артемий Кравцов. Ежедневно мастера ВПОПАТ-1 не выпускают на линию около 60 автобусов из-за поломок. Те, которые все же вышли на маршрут, в октябре задерживает милиция в рамках операции «Автобус».С нового года за автобусами бегать никто не будет – за ними будут следить из космоса.– Кто не установит на автобусы систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, тот в городе в следующем году работать не будет, – однозначно заявил глава Игорь Пушкарев директорам частных автопредприятий, собрав их в мэрии на совещание месяц назад. Категоричность мэра основана на постановлении правительства России № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», согласно которому космические средства, самолеты, суда, поезда и пассажирский автотранспорт с 2010 года должны поэтапно «подключать» к спутнику. При этом исполнительной власти в субъектах и муниципалитетам «рекомендуется принять меры», а руководители федеральных органов «несут персональную ответственность за организацию работ». Системой ГЛОНАСС во Владивостоке уже оснащены 85 единиц дорожной и коммунальной техники МУП «Дороги Владивостока». За тем, кто, где убирает или ремонтирует и даже как расходует топливо, следит оператор в режиме он-лайн. За частными автобусами тоже будет следить администрация города – диспетчерский пункт организовывает ВПОПАТ-1, а устанавливать оборудование на каждую единицу будут автоперевозчики за свой счет. При этом стоимость комплекта на один автобус колеблется от 15 до 100 тысяч рублей.«Газель» с номером «666»– Да, мы сами пришли к тому, что нам нужен ГЛОНАСС, – говорит Игорь Конев – директор ООО «Раннер», который обслуживает 23-й и 49-й маршруты. – Водитель сам себе велосипед, делает что хочет. Сейчас мы контролируем их с помощью линейных диспетчеров. Но за всеми не усмотришь. Поэтому система ГЛОНАСС нам даст всю картину: кто чем занимается за рулем.Игорь Конев уже подсчитал, что подключение к спутниковой системе первых двадцати автобусов обойдется предприятию примерно в полмиллиона рублей.Сейчас все частные автоперевозчики (всего 18 компаний) готовятся к заключению договоров с администрацией Владивостока на обслуживание городских маршрутов в 2011 году. Договор заключается всего на год, что дает мэрии возможность хоть как-то контролировать частников, но не дает последним строить планы по долгосрочному развитию. «Я прихожу в банк и прошу: дайте денег в кредит на новый автобус, – поясняет Игорь Конев. – С меня спрашивают гарантии. А что я могу им дать? Годичный договор с администрацией – для банка гарантия несерьезная». По его мнению, если бы с теми автоперевозчиками, которые работают без нарушений, администрация Владивостока заключала договоры хотя бы на 3-5 лет, это позволило бы быстрее обновить автопарк города.Ну и, конечно, повышение стоимости проезда, которого не было последние два года. Билет на автобус во Владивостоке – один из самых низких в России.– Мы не дожидались, пока нам по 2-5 рублей прибавят, а уже сейчас обновляем транспорт, – гордо заявляет президент Приморской ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов, проходя мимо выстроившихся в ряд «Газелей» 2010 года выпуска. На отечественный автопром владивостокские водители пересаживаются исключительно из-за повышенных пошлин и нового техрегламента. 540 тысяч рублей за новую «Газель» – сегодня это меньше, чем стоит бэушный корейский «микрик». К тому же у нее выше потолок и есть аварийный выход. Правда, пока неясно, как «Газель» поведет себя на сопках. Двигатель российского производства тестировали немцы на двух миллионах километров германских дорог. И все было в норме.– Витя, а три шестерки на номере специально поставили? – интересуется Игорь Кравцов у водителя «Газели» с номером «666».– Нет, это чистое совпадение, – объясняет Витя, выглядывая из-за «Газели» цвета пасхального яйца, крашенного луковой шелухой.– Ну вот, значит, будет у нас российский автобус с тремя шестерками. Дьявольское такое сочетание, – резюмирует Кравцов.Меняем «Курган» на Маnn– Скупой платит дважды, – говорит мэр Игорь Пушкарев, заходя в синий автобус маршрута № 45, который во Владивостоке стали ремонтировать, как только он приехал с завода. 14 машин Курганского автобусного завода (КАВЗы) администрация города купила по федеральной программе обновления подвижного состава автотранспорта. 70 процентов выделил государственный бюджет, 30 – городской. Еще 16 автобусов должны были прийти до конца года. Но поставщик через суд расторгнул контракт, поскольку условия оказались для него невыгодными.– Он на аукционе заявил такую цену, которая привела бы его к убыткам. Это несовершенство нашего федерального закона № 94. Интересы предпринимателя суд защитил, а город остался без автобусов и без денег, – объясняет глава.Администрация города запрашивала в министерстве регионального развития, можно ли вместо автобусов купить троллейбусы. Но в Москве отказали. Теперь неиспользованные средства придется вернуть в федеральный бюджет. Со слов Игоря Пушкарева, до конца года на предусмотренные в городском бюджете около 14 миллионов рублей купят два новых немецких автобуса фирмы Mann. Два Mann, выходит, лучше, чем 16 «КАВЗов».Программа «Открытый город» выходит на телеканале ТВЦентр-Владивосток в понедельник и вторник в 19.50
Автор:
Елена ВАСЬКОВСКАЯ, ведущая программы «Открытый город», специально для «В