Учись, да не заучивайся!

Следующему набору первоклашек предстоит серьезное испытание – их будут обучать по новым образовательным стандартам

14 окт. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2815 от 14 окт. 2010
7332ba3e7fc564d068d02da88f0368c4.jpg Следующему набору первоклашек предстоит серьезное испытание – их будут обучать по новым образовательным стандартам На минувшей неделе в нашей газете состоялся «круглый стол» на тему «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения». Представители педагогического сообщества Владивостока и межрегионального информационно- коммуникационного центра Минобразования и науки России в ДВФО обсудили перспективы и реальность внедрения новой системы обучения.Педагогов переучат1 января этого года министром образования и науки был подписан приказ о переходе российских школ на стандарты (Федеральные государственные образовательные стандарты, сокращенно – ФГОС) второго поколения. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Минюстом России еще в декабре 2009-го, однако вступить в силу по всей стране сможет только в следующем году. Таким образом, впервые в истории российского образования образовательные стандарты будут носить легитимный характер. (ФГОС первого поколения были введены приказом министерства образования, а значит, требования к их соблюдению неправомочны). Как отметили участники «круглого стола», необходимость перемен назревала давно. Еще в начале «нулевых» стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной: ученики стали хуже учиться, а учителя – работать. Изменились требования к подготовке специалистов, и логично, что должна быть усовершенствована сама система.– В течение этого года нам предстоит познакомить работников образования со спецификой и концепцией новых стандартов, – рассказывает кандидат педагогических наук Александр Петрунько, проректор по научно-методической работе Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Эта работа уже ведется, с января институтом запущено несколько программ повышения квалификации. Первыми с новыми стандартами и механизмами их реализации познакомились руководители муниципального образования. Так что управленческий аппарат уже подготовлен к переменам. На втором этапе нами была разработана программа так называемого каскадного обучения учителей начальной школы – около 800 учителей в следующем году начнут работать по стандартам нового поколения. Для этого в каждом муниципальном образовании была сформирована небольшая группа педагогов-наставников, которые не только смогут работать по-новому, но еще и консультировать других учителей. Готовы комплекты всех документов – нормативно-правовых и методических, необходимых каждому учителю и учреждению, чтобы переориентироваться. Теперь эта информация есть и у районных педагогов. В качестве третьего шага мы скорректировали все программы повышения квалификации (а их около 200) в соответствии с последними изменениями. Школьная революцияКак пояснил Александр Викторович, стандарт второго поколения по количеству нововведений настолько беспрецедентен, что его уже сейчас называют «конституцией школьной жизни». Можно говорить как минимум о пяти новшествах.Во-первых, стандарт станет своего рода общественным договором. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь число таких субъектов расширено. С момента поступления ребенка в школу будет заключаться тройственный договор между родителем, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где будут прописаны области ответственности. Во-вторых, изменяются требования к результату образования. Если раньше они рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь итогом становится совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. Сюда входят ценностные ориентации, мотивы, запросы на образование, способность усваивать социальную информацию – знания, умения, навыки. В-третьих, новые стандарты должны быть связаны с переходом школы на новый тип экономических отношений. Стимулирующая часть зарплаты учителей должна быть привязана к конкретным результатам их деятельности.Еще одно ноу-хау – усиление воспитательной функции школы. Раньше это была область моральной ответственности учителей, а ныне на внеучебную деятельность выделяются специальные часы. В основе стандартов второго поколения лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. – Сейчас в базисный образовательный план внесены до 10 часов внеучебной деятельности, – говорит Нина Великжанина, руководитель департамента дополнительного образования ДВГТУ. – При пятидневной рабочей неделе это два часа дополнительных уроков – познавательная, научная, спортивная, художественная деятельность, какая хотите. Сейчас в обычных школах с этим сложно, но скоро все должно измениться. В муниципальных образовательных учреждениях подобные занятия будут протарифицированы и бесплатны для учеников.За школяра ответят родители– Что мне еще нравится в новых образовательных стандартах, так это пресловутые три «Т»: требование к результатам, требование к структуре и требование к условиям реализации образовательных стандартов, – продолжает специалист. – То есть государство берет на себя определенные обязательства, которые должны быть выполнены, чтобы школа качественно справлялась со своей миссией. Вот наши соседи – Хабаровский край – уже активно внедряют технологии второго поколения. У них и первые классы, и частично вторые работают по новым образовательным стандартам.– В базисном образовательном плане будет незыблемая часть, которая позволит сделать учебу прозрачной и обеспечит свободную миграцию учеников между образовательными учреждениями, – объясняет Ольга Симакина, заведующая педагогическим колледжем ИЭИ ДВГТУ. – Вариативная часть позволит каждой школе вводить дополнительные дисциплины, за счет чего смогут реализоваться все образовательные запросы населения. Кроме того, они позволят подготовить ученика к дальнейшему получению профессионального образования. В каждой школе должна быть создана внутренняя система оценки качества образования, поскольку государственной системы аттестации учащихся по завершении начальной школы не существует. (Сейчас в российской системе есть два уровня аттестации учащихся: по завершении основной школы – ГИА, или государственная итоговая аттестация учащихся; и по завершении основной полной школы – ЕГЭ, или единый госэкзамен). Эта же система должна быть введена в каждом районе, муниципальном образовании и Приморье в целом, чтобы у тех, кто будет отслеживать качество образования по завершении начальной школы, была возможность сравнивать все образовательные учреждения друг с другом. Возможность повторного прохождения обучения останется, но это будет не субъективное мнение отдельно взятого учителя или даже образовательного учреждения. Решение оставить ребенка на второй год будет принимать специальная психолого-медико-педагогическая комиссия. В рамках новых стандартов усилится ответственность родителей. Например, не пришел ребенок в школу – завуч звонит родителям, уточняет причины пропуска. На этом вся воспитательная функция школы заканчивается. Следующий подобный звонок завуч сделает в милицию общественной безопасности. Ибо родители должны знать, где их дети и чем они занимаются. Вопросы без ответовМассовый переход на стандарты второго поколения будет происходить в следующем учебном году, а сейчас ряд образовательных учреждений по своей инициативе пробуют обучать по-новому. Правда, не каждой школе доступна такая возможность. К квалификации педагогов, к учебно-материальной и учебно-лабораторной базам предъявляются более чем серьезные требования. Во-первых, должно быть разработано огромное количество нормативов, в частности СанПинов, поскольку возрастает нагрузка на учеников. Санитарные нормы к учебным помещениям также изменяются, ведь если школа становится учреждением полного дня, нужно обеспечить детям горячее питание, место для отдыха, организовать воспитательную деятельность. Для всего этого потребуются специально подготовленное пространство и техника. Кроме того, предстоит переход на стимулирующую систему оплаты труда. Учитель, который переходит на сложную, наукоемкую систему работы, должен быть заинтересован в этой деятельности. Педагогическое сообщество почти единодушно считает, что переход на стандарты второго поколения необходим. Но пока он вызывает уж слишком много вопросов. Кто будет выделять деньги на создание достойной материально-технической базы в школах, далеких от центра? Как власти планируют решить проблему невероятно низкой заработной платы учителей? И как соотнести с громкими красивыми словами правительства о «новой школе» слова министра образования Андрея Фурсенко о необходимости сокращения 200 тысяч учителей? И это в России, где нехватка молодых, квалифицированных кадров перешла все мыслимые границы? Пока на эти вопросы ответов нет. И редкий педагог может позволить себе роскошь работать в школе.

Автор: Ольга СИРОТКИНА