Безграничные возможности для врага
Страшно, говорят, только в первый раз. Вот и мы, помнится, не знали, как реагировать 2 года назад, когда посреди такой же морозной зимы как гром среди ясного неба прозвучало обращение командования Тихоокеанского погранокруга к главам администраций приграничных городов и районов, краев и областей, банкирам и предпринимателям с просьбой об оказании посильной помощи в обеспечении личного состава застав, погранкомендатур и отрядов округа продовольствием и медикаментами. В том обращении не звучала, но явственно чувствовалась известная по таким случаям уничижительная фраза: “Любая помощь будет воспринята с благодарностью...”
Страшно, говорят, только в первый раз. Вот и мы, помнится, не знали, как реагировать 2 года назад, когда посреди такой же морозной зимы как гром среди ясного неба прозвучало обращение командования Тихоокеанского погранокруга к главам администраций приграничных городов и районов, краев и областей, банкирам и предпринимателям с просьбой об оказании посильной помощи в обеспечении личного состава застав, погранкомендатур и отрядов округа продовольствием и медикаментами. В том обращении не звучала, но явственно чувствовалась известная по таким случаям уничижительная фраза: “Любая помощь будет воспринята с благодарностью...”
Где граница беспредела?Тогда, помню, корреспонденты “В” немедленно выехали на границу. То, что они увидели - в частности, на заставе “Подколочная” Гродековского погранотряда, - послужило лишь горьким подтверждением скупых строк из обращения командования: элитные некогда погранвойска стремительно разваливаются...
Нет смысла пересказывать нашу же публикацию двухлетней давности; скажу лишь, что из самых достоверных источников знаем - во время ее обсуждения на военном совете округа командующий ТОПО генерал-полковник Виталий Седых сказал емко и коротко: "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь..."
Опытный генерал знал, что говорил. В отличие от расположенных как бы в глубине страны армейских округов пограничные войска всегда как на ладони для сопредельной стороны - в современные бинокуляры отлично видны и нескрываемая мощь, и вопиющая нищета.
...Разговоры о реформе вооруженных сил, а заодно с ними и погранвойск хорошо слушать дома, лежа на диване, когда мордастые мужики на экране телевизора с очень умным видом говорят чего-то эдакое, заумное - народу, дескать, не прокормить такую армию, давайте ужиматься, исходить из принципа разумной достаточности... Смею полагать, что такие размышлизмы на ура проходят где-нибудь в Рязани, Омске, Самаре и, наверное, других городах срединной России. В приграничье же, где почти ежедневно на редакционные столы ложится сводка с сообщением об очередном задержанном нарушителе границы, подобные бредни воспринимаются несколько иначе.
...Конечно, лозунг минувших лет "Границу охраняет весь советский народ!" был чересчур выспренным и идеологизированным. Тем не менее никто, очевидно, не будет спорить, что и в прежние времена, и нынче помочь пограничникам считается в России добрым делом. Старшие товарищи рассказывают, что в былые времена шефство над пограничниками заключалось преимущественно в привозе на заставу и показе художественной самодеятельности. Больше ничего просто не требовалось - теплой одеждой и калорийным питанием заставы были обеспечены вдоволь. Последние 2 года редакция газеты "Владивосток" шефствует над заставой имени Терешкина Посьетского погранотряда. Что мы везем с собой, когда едем к подшефным? Ящики тушенки, макароны, сахар, крупы, курево...
Может, нам с заставой не повезло?
Может, в других местах получше?
Наших пограничников содержат американцыДавайте почитаем документы. Вот несколько строк из официального письма, присланного несколько недель назад командующему ТОПО генерал-полковнику Виталию Седых губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым: "Довожу до Вашего сведения, что в войсковой части ТОПО, расположенной в поселке Горячий Пляж на острове Кунашир, на протяжении последних лет постоянно регистрируются случаи вирусного гепатита и дизентерии. Только за неполные 10 месяцев 1997 года среди личного состава гарнизона зафиксировано 148 случаев заболеваний вирусным гепатитом. Уровень заболеваемости по гарнизону и заставам в 65 (! - ред.) раз превысил показатель заболеваемости гражданского населения территории..."
Что должен делать в такой ситуации командующий? Стреляться? Вешаться? Биться головой о стенку? Доставать последний рубль из собственного кармана? Смешно и грустно так говорить, но это были бы самые легкие выходы из ситуации. Генерал Седых испил чашу унижения до дна. Вот фрагмент из его ответа сахалинскому губернатору (письмо это - от начала декабря - было продублировано для сведения и в вышестоящие инстанции): "Ввиду отсутствия необходимых средств и перспектив их получения как в текущем, так и в 1998 году, вынужден был еще в октябре сего года обратиться за помощью в американский благотворительный медицинский фонд. Получил ответ, что 6 декабря 1997 года в Сиэтле в адрес ТОПО будет отгружен 40-футовый морской контейнер с необходимыми медикаментами (безвозмездно). Всего за 1997 год в порядке безвозмездной помощи округом получено, оприходовано и учтено материальных средств и услуг от сторонних организаций на сумму 25,4 миллиарда рублей. К кому еще обратиться мне, отвечающему за жизнь и здоровье своих 18-летних подчиненных перед их родителями и государством?.."
...Желаете прокомментировать этот документ?..
Я, к сожалению, этого сделать не могу, потому как слова, которые вертятся на языке, публиковать в газете не пристало. А какие еще могут быть слова, если я глубоко убежден, что унизили не боевого русского генерала, вынужденного просить подачку у американцев, - унизили лично меня, каждого из нас.
Долг перед родиной и родина как должник...Ловлю себя на том, что все время срываюсь на эмоции. Что делать - уж сильно тема горячая. Редкий из журналистов не бывал на границе и не представляет себе, какие лишения испытывают сегодня те, кто охраняет Родину в приморской тайге, на Курилах, Камчатке, Чукотке. Ну, хорошо, попробуем отставить эмоции. Поизучаем сухие цифры. В 1997 году ФПС и ТОПО соответственно профинансированы лишь на 2/3 от предусмотренного бюджетом-97 объема; бюджет этот, в свою очередь, составлял лишь 30 процентов от потребностей ФПС и в реальных деньгах выглядел ровно в 5 (!) раз меньше, чем в 1991 году.
Что касается бюджета на 1998 год, который правительство с таким трудом протаскивает сейчас через Госдуму, то в соответствии с его планированием задача "упрощается" максимально - финансирование пограничников уменьшается еще в 2 раза. Один из высокопоставленных собеседников вашего корреспондента в Тихоокеанском погранокруге, комментируя этот факт, сформулировал свою мысль следующим образом: "Проект бюджета на 1998 год создает основу для полного разрушения системы охраны границы, в том числе и на участке ТОПО".
Как журналист, я просто обязан быть Фомой неверующим, брать все под сомнение и в данном случае полагать, что в разгар битвы за бюджет пограничники, как и все бюджетники, стараются выбить себе лишние деньги. Но вот какую таблицу (смотри внизу) показали мне в штабе погранокруга.
Цифры эти отнюдь не секретны. Тайной они могут являться исключительно для глухих и слепых старух, которые ничего не видят и ничего не слышат. На границе же все видно невооруженным глазом.
Ситуация вообще складывается парадоксальная. На содержание береговой охраны США американские налогоплательщики тратят ежегодно около 3,5 миллиарда долларов - более 20 триллионов рублей. Американцы - отнюдь не филантропы; эффективность этого вложения достигает 100-процентной рентабельности.
На будущий год российский бюджет (а наша граница - и морская, и сухопутная - куда поболее американской) готовится "подарить" российским пограничникам около 3 триллионов рублей. О какой рентабельности можно говорить, если уже сегодня размеры экономического ущерба, наносимого России правонарушителями в нашей исключительной экономической зоне в Тихоокеанском регионе, достигают 15 триллионов рублей в год. Ведь цифры - упрямая вещь: по российским данным, в 1996 году из страны было экспортировано 7 тысяч тонн крабов; по японским данным, в эту страну из России было ввезено за тот же год 62 тысячи тонн крабов. 9-кратная разница составляет чистый браконьерский улов, прибыль от которого оседает отнюдь не в государственном кармане. О возможности же использовать пограничниками свои корабли и авиацию смотри опять в таблице...
Добро пожаловать, браконьер - отечественный и иностранный; приходи и не беспокойся о своей безопасности...
Подобные примеры можно множить. Есть ли смысл?
"В" не раз рассказывал и продолжает рассказывать о ходе реформы российских вооруженных сил, о сокращаемых частях и соединениях, о брошенных военных городках, о бездумно разбазариваемой армейской и флотской технике. Не все здесь, конечно, так однозначно, и о многом можно спорить - какая армия, в каком количестве, с каким оружием нужна стране...
С пограничниками все много проще. Им отступать некуда. Куда ни шагни - позади Россия...
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), “Владивосток”