«Зашибать деньгу любым способом аморально»
1 октября в академическом театре им. М. Горького начинается новый театральный сезон
1 октября в академическом театре им. М. Горького начинается новый театральный сезонНакануне этого события корреспондент «В» встретился с художественным руководителем академического театра им. М. Горького народным артистом России Ефимом Звеняцким.Надо сказать, что новый сезон для театра – это не только премьеры, встречи со старыми и новыми зрителями, но и работа в новых экономических условиях. С января 2011 года все театры России получают статус автономных учреждений культуры и, соответственно, лишаются государственной финансовой поддержки. Они будут вынуждены зарабатывать на жизнь собственными силами. Разумеется, переход на новые экономические условия будет постепенным. Не исключено, что многие театры, привыкшие к дотациям, закроются ввиду экономической несостоятельности. И хотя эпоха грядущих перемен несет для театра много неизведанного, тем не менее Ефим Семенович отодвинул эту больную тему на задний план. - С каким репертуаром ваш театр входит в новый сезон?- От новых веяний, несомненно, складывается и настроение нового сезона. Тем не менее мы ничего не изменяем, мы сохраняем афишу. Во-первых, у нас сохранены все 16 наименований спектаклей, которые идут в течение 15 лет. Зрители увидят «Иванова», «Поминальную молитву» и так далее. Весь свой основной репертуар, крепость театра мы сохранили. - Какие новые спектакли подарите нам в преддверии автономного существования театра? - В новый театральный сезон мы входим спектаклем Tovarich, который два раза прошел во Владивостоке и был показан на гастролях в Санкт-Петербурге и в Москве. Что дало возможность снова открыть этим спектаклем новый театральный сезон. Как нам показалось, этот спектакль может привнести очень много радости, удовольствия и удовлетворения нашему зрителю. И артистам, которые это играли. Потому что мы отгадали пьесу, которая действительно возникла впервые. И это ее всероссийская премьера. Потому что этот спектакль идет только в театре Горького во Владивостоке. Как говорят зрители, его мы выиграли. - Какими премьерами еще удивите и порадуете кроме Tovarich? - Сейчас на сцене идут репетиции пьесы Камелетти, спектакля «Боинг-Боинг». Здесь как раз история связана с комедиями. Это автор, который востребован во всем мире. И он, конечно, вносит коммерческое настроение. Я думаю, что такие авторы, как Куни, его пьеса «№ 13», «Слишком женатый таксист» также занимают эту нишу. И мы хотим, чтобы наши спектакли доставили людям хорошее настроение, а нам принесли неплохие заработки. Там заняты очень хорошие артисты. - И все-таки, Ефим Семенович, впереди у театра переход в автономное плавание, это как путешествие в неизведанный мир. Неизвестно, выплывешь или нет. Или не так? - Вся история сегодня для театра – путешествие в новый мир. Вы знаете, что с 2011 года театры в России переходят в автономные учреждения. А это вещь чрезвычайно серьезная, ответственная и чревата последствиями. Тут можно либо выиграть, сохранив театр, труппу, репертуар, если ты умеешь зарабатывать, либо ты будешь просто дрейфовать. На тебя ложится ответственность материальная, ты должен зарабатывать, чтобы сохранить все то, о чем я уже сказал. Какое-то время государство будет тебя поддерживать, а потом оно скажет: «Плыви самостоятельно». Сейчас уже поданы документы, все в работе для перехода в новый мир. Есть распоряжение на уровне Москвы, есть распоряжение губернатора Приморского края о том, чтобы учреждения культуры и искусства переходили в автономные учреждения. - Вам как худруку театра не страшно оставаться один на один с неизбежными финансовыми проблемами, без господдержки? - Мне уже ничего не страшно. И тому есть ряд причин. Это и благополучный театр, и труппа прекрасная, и гастроли, и здание театра неплохое, и ремонты, и так далее. Мы благодарны артистам, людям, которые это все хранят. Сегодня проблема номер один – сохранить театр в комплексе. Театр – это огромное здание, тысячный зал, огромное число работников, службы, цеха, актеры. Мы должны делать больше спектаклей, учитывая малую сцену, детские и подростковые постановки, чтобы зарабатывать. Но это уже вторая проблема. И я этого не боюсь. Зарабатывая деньги, мы все равно будем соответствовать академическому театру, которым являемся. Можно броситься в путешествие и уйти на пьесы-однодневки. Но наш театр никогда не занимался пошлостью, чернухой и так далее. Вот за это я спокоен. - Но многие театры в России ставят конъюнктурные и эпатажные спектакли, пригашают громкую антрепризу как раз для того, чтобы выжить. - Антреприза – это хороший пример зарабатывания денег. Они сами себя содержат, сами себя стараются сохранить, это и есть автономное плавание. Но это антреприза, они собрались, сыграли, мосты за собой сожгли – и все. Есть прекрасная антреприза, есть хорошая. Но театр не может только зарабатывать деньги. Театр должен иметь и Чехова, и Толстого, и Достоевского, и Лермонтова, чтобы сохранить культуру в целом, сохранить для зрителей и передать им то, что является красотой драматического искусства. Это авторы, которые украшают собой сцену сегодня и будут украшать завтра. Зашибать деньгу любым способом аморально! Наш театр, я думаю, не будет до этого опускаться. Как будут жить другие? Я могу им только посочувствовать. Но это не мои проблемы. Я могу говорить только о своем театре.
Автор:
Сергей КОЖИН